Олимпиадная вертикаль власти?

Модератор: модераторы

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 9:46

Предлагаю обсудить один забавный документ.

Вот его полный текст.

Федеральное агентство по образованию
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методическая комиссия по математике Всероссийской олимпиады школьников

Методические рекомендации
по составлению заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике


Методические рекомендации подготовили члены Методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников Н.Х.Агаханов, О.К.Подлипский
Москва, 2008 г.


Школьный и муниципальный этапы олимпиады проводятся на основании Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 286. Положение...

Этапы Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Главными при формировании комплектов заданий математических олимпиад являются следующие принципы:
1. Нарастание сложности заданий от первого к последнему. При этом их трудность должна быть такой, чтобы с первым заданием могли успешно справиться примерно 70% участников, со вторым – более 50%, с третьим – около 20%, а с последними – несколько участников олимпиады.
2. Тематическое разнообразие заданий: в комплект должны входить задачи по геометрии, алгебре, комбинаторике, в старших классах желательно включение задач по теории чисел, тригонометрии, стереометрии, математическому анализу. (При этом допустимо и даже рекомендуется включение задач, объединяющие различные разделы школьной математики).
3. Обязательная новизна задач для участников олимпиады. В случае, когда задания выбираются из печатных изданий или из сети Интернет, методическая комиссия соответствующего этапа должна выбирать источники, не известные участникам.
4. Недопустимость включения в задания задач по разделам математики, не изученным по всем базовым учебникам по алгебре и геометрии в соответствующем классе к моменту проведения олимпиады.

Критерии оценивания

Задания математических олимпиад являются творческими, допускают несколько различных вариантов решений. Кроме того, необходимо оценивать частичные продвижения в задачах (например, разбор важного случая, доказательство леммы, нахождение примера и т.п.). Наконец, возможны логические и арифметические ошибки в решениях. Окончательные баллы по задаче должны учитывать все вышеперечисленное.

В соответствии с регламентом проведения математических олимпиад школьников каждая задача оценивается из 7 баллов.

Соответствие правильности решения и выставляемых баллов приведено в таблице.

Баллы Правильность (ошибочность) решения
7 Полное верное решение
6-7 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение в целом верное. Однако решение содержит существенные ошибки либо пропущены случаи, не влияющие на логику рассуждений.
4 Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев, или в задаче типа «оценка + пример» верно получена оценка.
2-3 Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.
0-1 Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0 Решение неверное, продвижения отсутствуют.
0 Решение отсутствует.


Важно отметить, что любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снимать баллы за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведенного в методических разработках или от других решений, известных жюри.
В то же время любой сколь угодно длинный текст решения, не содержащий полезных продвижений, должен быть оценен в 0 баллов.


Порядок проведения школьного этапа олимпиады

Школьный этап Олимпиады проводится в один день в октябре для учащихся 5-11 классов.
Рекомендуемое время проведения олимпиады: для 5-6 классов – 2 урока, для 7-8 классов – 3 урока, для 9-11 классов – 4 урока.
Вариант должен содержать 4-6 задач разной сложности. Желательно, чтобы задания охватывали большинство разделов школьной математики, изученных к моменту проведения олимпиады. Первые две (самые легкие) задачи варианта должны быть доступны подавляющему большинству участников. В качестве сложных задач рекомендуется включать в вариант задачи, использующие материал, изучаемый на факультативных занятиях.


Порядок проведения муниципального этапа олимпиады

Муниципальный этап Олимпиады проводится в один день в ноябре-декабре для учащихся 7-11 классов.
Рекомендуемое время проведения олимпиады – 4 часа.
Вариант должен содержать 5-6 задач разной сложности. Обязательным является требование включения в вариант заданий по темам, изученным к моменту проведения олимпиады в соответствии с программами всех базовых учебников по математике. Первые две (самые легкие) задачи варианта должны быть доступны подавляющему большинству участников.


Тематика заданий школьного и муниципального этапов олимпиады

Олимпиадные задания школьного и муниципального этапов составляются на основе программ по математике для общеобразовательных учебных учреждений. Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы школьных кружков (факультативов). Ниже приводятся только те темы, которые предлагается использовать при составлении вариантов заданий ТЕКУЩЕГО учебного года.

Рекомендуемая тематика заданий школьного этапа олимпиады 2008/2009 учебного года

5 класс

1. Преобразование (вычисление) числовых выражений.
2. Числовые ребусы.
3. Переливания и взвешивания.
4. Логические или текстовые задачи.

6 класс

1. Уравнения.
2. Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.
3. Площадь.
4. Задачи на проценты.
5. Логические задачи.

7 класс

1. Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.
2. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.
3. Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами.
4. Переливания, взвешивания.
5. Задачи на разрезание фигур.

8 класс

1. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения.
2. Текстовые задачи.
3. Признаки равенства треугольников.
4. Построение графиков функций.
5. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

9 класс

1. Квадратный трехчлен. Свойства его графика.
2. Преобразование выражений.
3. Неравенства.
4. Окружность. Свойства касательной и секущей.
5. Логические задачи.

10 класс

1. Квадратный трехчлен. Теорема Виета.
2. Системы уравнений.
3. Площадь. Подобие фигур.
4. Построение графиков функций.
5. Делимость натуральных чисел.

11 класс

1. Тригонометрические уравнения.
2. Неравенства.
3. Рациональные и иррациональные числа.
4. Окружность. Центральные и вписанные углы.
5. Векторы.


Рекомендуемая тематика заданий муниципального этапа олимпиады 2008/2009 учебного года

7 класс

1. Простые и составные числа.
2. Задачи на проценты.
3. Задачи на разрезание фигур.
4. Четность.
5. Логические задачи.

8 класс

1. Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами.
2. Системы линейных уравнений.
3. Основные элементы треугольника.
4. Неравенства.
5. Логические задачи.

9 класс

1. Модуль числа.
2. Квадратное уравнение.
3. Текстовые задачи.
4. Подобные треугольники и их свойства.
5. Комбинаторные задачи.

10 класс

1. График квадратного трехчлена.
2. Натуральная степень числа.
3. Окружность. Центральные и вписанные углы.
4. Текстовые задачи.
5. Свойства прогрессий.

11 класс

1. Системы уравнений.
2. Многочлены.
3. Окружность, вписанная в треугольник или четырехугольник.
4. Производная.
5. Задачи типа «оценка + пример».

Рекомендуемая литература для подготовки заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской математической олимпиады

Журналы:
«Квант»
«Математика в школе»

Книги и методические пособия:

Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математические олимпиады Московской области. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Физматкнига, 2006.- 320 с.
Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с.
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров: Аса, 1994. – 272 с.
Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2005. – 560 с.
Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Изд. 5-е испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2006. – 640 с.
Федоров Р.М., Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., Ященко И.В. Московские математические олимпиады 1993-2005 г. / Под ред. В.М. Тихомирова. – М.: МЦНМО, 2006. – 456 с.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 10:10

"Главными при формировании комплектов заданий математических олимпиад являются следующие принципы:
1. Нарастание сложности заданий от первого к последнему. При этом их трудность должна быть такой, чтобы с первым заданием могли успешно справиться примерно 70% участников, со вторым – более 50%, с третьим – около 20%, а с последними – несколько участников олимпиады."


Участвую в олимпиадном движении без малого уже 40 лет, причём 35 лет занимаюсь составлением задач и проведением олимпиад. И никогда бы не подумал, что самым главным является то, что написано поименованными выше господами. Я искренне считал, что главное - составить интересные, нестандартные задачи, стимулирующие творчество. Задачи, которые заинтересуют школьников, будут способствовать развитию их интереса к математитке. На таких задачах меня воспитывали мои учителя. Участие в олимпиадах именно с такими задачами и стало решающим в том, что я выбрал профессию математика.

Про трудность, выраженную в процентах, - это вообще какой-то чиновничий бред (даже если не обращать внимание на использование математиками Агахановым и Подлипским "математического шедевра" - слова "несколько").
Вот, например, в 2007-2008 уч. г. на Лужской муниципальной олимпиаде 9 класса
задачу № 1 решили 10% участников, задачу № 2 - 10%, задачу № 3 - 10%, задачу № 4 - 10%, задачу № 5 - 0%. С точки зрения бюрократов-составителей рекомендаций, комплект заданий для 9 класса был неудовлетворительным. Но задание для муниципального этапа составляется, в соответствии с п. 31 Положения о всероссийской олимпиаде, областным оргкомитетом:
"Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады".
Интересно, смог бы сам г-н Агаханов составить задание для всей Ленинградской области так, чтобы оно соответствовало придуманным им самим нормам?

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 10:17

"2. Тематическое разнообразие заданий: в комплект должны входить задачи по геометрии, алгебре, комбинаторике, в старших классах желательно включение задач по теории чисел... "

Интересно, знают ли авторы этих бюрократических рекомендаций, что в большинстве школ России есть только два математических предмета: алгебра и геометрия? И что тогда с их точки зрения есть "теория чисел", которая почему-то желательна только для старших классов? Задачи по комбинаторике, с точки зрения Агаханова и Подлипского, должны входить в комплект заданий, а, например, логические задачи?

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 10:42

"3. Обязательная новизна задач для участников олимпиады. В случае, когда задания выбираются из печатных изданий или из сети Интернет, методическая комиссия соответствующего этапа должна выбирать источники, не известные участникам".

Наконец-то вспомнили про новизну (поставив её на третье место после процентов и алгебры с геометрией).
Интересно бы узнать у авторов рекомендаций: что это за засекреченные книги и интернет-ресурсы, про которые заведомо известно, что они не известны ни одному участнику олимпиады?

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 10:50

"4. Недопустимость включения в задания задач по разделам математики, не изученным по всем базовым учебникам по алгебре и геометрии в соответствующем классе к моменту проведения олимпиады".

Это они о чём? Например, теория чисел и комбинаторика, о которых Агаханов с Подлипским так пекутся в п. 2, не изучаются "по всем базовым учебникам по алгебре и геометрии". А ещё не изучаются по "базовым учебникам" инварианты (например, метод раскраски) и многое-многое другое, что весьма полезно знать, участвуя в олимпиадах.
Эти господа, видимо, что-то перепутали и решили, что пишут рекомендации по составлению контрольной или экзаменационной работы.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 11:05

"Задания математических олимпиад являются творческими, допускают несколько различных вариантов решений".
Вспомнили господа, о чём пишут! Правда, судя по написанному, творчество они понимают как наличие нескольких вариантов решения. Видимо, задача о вычислении площади круга - тоже творческая, ведь площадь можно посчитать, зная радиус, можно - зная диаметр, а можно - зная длину окружности. Конечно, Агаханов и Подлипский так не считают - тут нет сомнений. Но зачем тогда эта фраза?

"Наконец, возможны логические и арифметические ошибки в решениях. Окончательные баллы по задаче должны учитывать все вышеперечисленное".
А ещё возможны перечёркивания, небрежные рисунки и орфографические ошибки. А ещё возможен снег. А ещё рота красноармейцев. И что? Из этих рекомендация понятно, как учитывать ошибки?
Например, в решении сложной задачи допущена ошибка в самом конце решения: "Значит, всего рыцарей 14+47, т. е. 51". И Марьванна снимает за эту арифметическую ошибку 2 балла, тыча пальчиком в пресловутые рекомендации.
А в другой задаче при доказательстве методом от противного того факта, что среди 20 прямоугольников найдутся 2 квадрата, ученик предполагает, что найдутся 3 квадрата. И Марьвасильна снимает за эту логическую ошибку тоже 2 балла.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 11:13

В таблице соответствия правильности решения и выставляемых баллов
содержится крайне удивительная строка:
4 балла. Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев, или в задаче типа «оценка + пример» верно получена оценка.
А если задача решается не рассмотрением случаев? А если этих случаев три? А если получение оценки в задаче "оценка+пример" элементарно, а вот построение примера очень сложно?
Человеку, имеющему олимпиадный опыт, понимающему олимпиадный дух, имеющему практику проверки олимпиадных работ строчка типа приведённой выше просто не нужна. А человеку, перечисленными качествами не обладающему, такая рекомендация, в силу своей бестолковости, нанесёт только вред.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 11:24

"Порядок проведения муниципального этапа олимпиады
... Обязательным является требование включения в вариант заданий по темам, изученным к моменту проведения олимпиады в соответствии с программами всех базовых учебников по математике. Первые две (самые легкие) задачи варианта должны быть доступны подавляющему большинству участников".

Если читать именно то, что написано господами Агахановым и Подлипским, то, например, в вариант для 11 класса обязательно должны быть включены задания по темам, изученным с 1 по 11 класс. Это ж сколько задач-то будет!
Что есть "доступность"? Обладание умением решить или фактическое решение? Например, мне известны многочисленные факты того, как на муниципальную олимпиаду приходят школьники, не помнящие теорему Виета. Какой для них является задача "Найдите сумму квадратов корней уравнения (x+a)(x+b) = c" - доступной или не доступной? В общем, очередной бредовый бюрократизм.
А что есть "подавляющее большинство"? Господа ничего не перепутали? Мы про олимпиаду, вроде бы, а не про социологию с политикой. Увы, мы никого не выбираем. Даже тех, кто пишет для нас столь бестолковые рекомендации.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 11:29

"Тематика заданий школьного и муниципального этапов олимпиады
Олимпиадные задания школьного и муниципального этапов составляются на основе программ по математике для общеобразовательных учебных учреждений. Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы школьных кружков (факультативов)".

Ещё один пример бестолковости. Уж Агаханову ли с Подлипским не знать, что на кружках могут рассматриваться темы, столь далеко выходящие за рамки программ общеобразовательных учреждений, что уж проще написать было так: допускается включение любых задач (смысл почти тот же).

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 11:45

"Рекомендуемая тематика заданий муниципального этапа олимпиады 2008/2009 учебного года..."
Тут и вообще нет слов!
Получается, что:
- уравнения рекомендовано предлагать только в 9 классе и только квадратные;
- неравенства предлагаются только в 9 классе;
- системы уравнений только в 11 классе;
- никаих задач в пространстве;
- задачи про функции только в 11 классе (и только на производную);
- задачи с многочленами только в 11 классе
(вообще-то, господа, раскладывать многочлены на множители учат уже в 7 классе).
И так далее, и тому подобное...

Сравнил бы г-н Агаханов предложенную им тематику с задачами, которые присылает методкомиссия, членом которой он является, для областного этапа олимпиады.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Вт, 18 ноя 2008, 11:55

Есть в этих рекомендациях и то, что может радовать:

"В соответствии с регламентом проведения математических олимпиад школьников каждая задача оценивается из 7 баллов".
Возможно, теперь перестанут оценивать олимпиадные задачи школьными "пятёрками" или придуманными "десятками".

"Важно отметить, что любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снимать баллы за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведенного в методических разработках или от других решений, известных жюри. В то же время любой сколь угодно длинный текст решения, не содержащий полезных продвижений, должен быть оценен в 0 баллов".
Да, в Лужском жюри правильность решения нередко определяется сверкой того, что написано школьником, с тем, что "прислали из области". Правда, есть и другая сторона медали: присылается, разумеется, не подробное решение, а краткое (порой без доказательства некоторых фактов), и если у школьника какие-то доказательства тоже отсутствуют, говорится: "Ну и что! В присланном решении их тоже нет!"

Таким образом, не всё в этих рекомендациях ужасно, но вспоминается фраза, которую в народе называют основным законом органической химии: если в банку мёда добавить ложку дерьма, то получится банка дерьма.
Для умного человека эти рекомендации не нужны вовсе. А для глупого они, боюсь, будут той самой инструкцией, по которой, молясь, лоб расшибают.

ami
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пт, 21 ноя 2008, 21:37
Откуда: 1.10.239

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение ami » Пт, 21 ноя 2008, 21:44

10 класс

1. График квадратного трехчлена.
2. Натуральная степень числа.
3. Окружность. Центральные и вписанные углы.
4. Текстовые задачи.
5. Свойства прогрессий.
На районной питерской олимпиаде была разве что одна "текстовая" задача.
И ничего больше из этого.
Вот такие вот булки.

ami
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пт, 21 ноя 2008, 21:37
Откуда: 1.10.239

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение ami » Пт, 21 ноя 2008, 21:46

А вообще забавненькое положеньице. Поржал.

Андрей
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Ср, 04 янв 2006, 14:02
Откуда: В. Новгород / ПУНК СПбГУ

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение Андрей » Пт, 28 ноя 2008, 1:45

Нет, почему, какое-то представление даёт...
Только просматривать такие документы надо для получения общего представления, а не для сверки деталей (иначе из любых рекомендаций можно вывести любую ересь, благо язык неоднозначен).

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6550
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Олимпиадная вертикаль власти?

Сообщение PSP » Пт, 28 ноя 2008, 14:49

Андрей писал(а):Только просматривать такие документы надо для получения общего представления, а не для сверки деталей (иначе из любых рекомендаций можно вывести любую ересь, благо язык неоднозначен).
Ну... поскольку документ мало того что называется "Методические рекомендации...", так на него ещё надета и "шапка Мономаха" - документ издан Федеральным агентством по образованию, Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Методической комиссией по математике Всероссийской олимпиады школьников. Да и Агаханова "прицепили" к этому "поезду в прошлое" не просто так.
Поэтому составители "Рекомендаций..." и их начальники всё это делали явно не для "получения общего представления", а для того, чтобы этот опус был принят в качестве указания к действию. Думается, именно так он и будет воспринят там, где правят бал не порядочные квалифицированные математики, а туповатые и трусливые чиновники вкупе с недоучками. По моей информации, в России таких жюри большинство.


Вернуться в «Поговорим о математике...»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя