Math.luga.ru  :  г. Луга Ленинградской области. Математический сайт
ГлавнаяИнформацияФотоАльбомГостеваяФорумПисьмо
Система Orphus
Что такое ЛМШ (информация для поступающих в ЛМШ-2005)

«ЛМШ — это круто» — так говорят об ЛМШ очень многие из тех, кто побывал там. ЛМШ как явление — это уникальный мир, основанный на высокой концентрации человеческого интеллекта в одной точке. В первую очередь, это, конечно, увлеченные математикой ученики. Затем, это команда талантливых преподавателей, искренне любящих то, чем они занимаются. На этой основе и вырастает ЛМШ — место, где большинство людей не только занимаются любимым предметом, но проживают вместе часть жизни, и проживают так, что забыть это время потом невозможно.

В Летних школах занимались математикой и отдыхали школьники Бокситогорска, Всеволожска, Волосова, Волхова, Выборга, Гатчины, Киришей, Кировска, Луги, Пикалёва, Приозерска, Сертолова, Сиверского, Соснового Бора, Тихвина.

Из истории Летних математических школ

В семидесятые годы XX века такие лагеря работали каждое лето, собирая на месяц талантливых мальчиков и девочек со всей Ленинградской области. Первая областная ЛМШ возникла по инициативе студентов, аспирантов и сотрудников математико-механического факультета Ленинградского государственного университета (ныне — СПбГУ) при поддержке областного отдела народного образования и работала в 1971 году в посёлке Сиверский Гатчинского района. В ней посчастливилось побывать и председателю Оргкомитета ЛМШ-2005 (в качестве ученика). Затем на несколько лет Летняя школа обосновалась в Выборге. Вот некоторые из тех, кто всё это начинал: С. В. Востоков, О. А. Иванов, А. Л. Лихтарников, В. Д. Матвеенко, И. С. Рубанов, С. Е. Рукшин, В. П. Федотов, А. Д. Яценко. Конечно, названы имена не всех тех, кто стоял у истоков...

Когда в стране наступило время перемен, для образования настал трудный период, и работа летних школ для детей области прекратилась. Заметим, что трудности не помешали продолжению работы аналогичных школ для детей С.-Петербурга, Москвы, Кирова. Правда, в 1993 году удалось организовать в Луге совместную (для школьников области и города) Летнюю школу, в которой С. П. Павлов был директором.

«Застойный период» для областных Летних школ закончился в 2000-ом году, когда удалось воссоздать полноценную ЛМШ. Произошло это так. На Лужском районном совещании педагогических работников кто-то из Комитета общего и профессионального образования области, выступая с трибуны, сказал, что Правительство области объявило 2000-ый год годом образования. С. П. Павлов попросил слово и предложил «отметить» год образования возобновлением работы областных ЛМШ. Затем состоялся разговор с губернатором области В. П. Сердюковым, в котором зам. директора Лужской средней школы № 3 Л. Н. Рысева сумела убедить главу области в необходимости такой школы. Предложение было принято, и ЛМШ-2000 состоялась.

Что даёт ЛМШ

Главное — это, конечно, новые математические знания и умения. Большое внимание уделяется не только «школьным» разделам математики, но и тем, которые в школе не изучаются, но очень важны для полноценного образования. На Ленинградских областных олимпиадах 2001, 2002 гг. ученики ЛМШ заняли все все первые места, а в 2004 г. — все первые и вторые; многие — победители федеральной окружной олимпиады, один получил диплом 2 степени и серебряную медаль на Всероссийской олимпиаде, чего в области не было многие годы; двое наших учеников стали победителями конкурса «Кенгуру» и успешно представляли Россию в Польше в 2001 и 2003 гг.; восемь наших учеников были приняты без экзаменов на мат-мех СПбГУ; ученик ЛМШ в 2002 г. был удостоен Звезды академика Д. С. Лихачёва — награды видных деятелей науки и культуры Санкт-Петербурга.

Но, кроме знаний, есть ещё и общение. ЛМШ дает прекрасную возможность пообщаться в неформальной обстановке с интересными людьми, по-настоящему увлеченными математикой. Наконец, ЛМШ — это возможность нескучно и с пользой провести летний месяц в компании сверстников.

Кому не нужно ехать в ЛМШ

Как несложно догадаться, в летней школе ощущают постоянный дискомфорт те, кто не любит математику. Так что, если Вы настроены только «балдеть» — Вам здесь не место. Кроме того, лень во всех её проявлениях не относится к ценностям ЛМШ, и поэтому тем, кто любит летом валяться на диване, лучше на диване и остаться. А вот всем остальным, на наш взгляд, в ЛМШ удастся найти своё место.

Математика

В ЛМШ традиционно нет уроков в школьном понимании этого слова. Для занятий школьники распределяются по учебным группам (В ЛМШ-2004 этих групп было 6 — по классам, с 6 по 11). Занятия, мало чем похожие на школьные уроки, проводятся обычно в первой половине дня. В случае если погода не даёт возможности заниматься, занятия переносятся на более спокойные послеобеденные часы, а до обеда все «остывают» на озере. Но редко бывало так, чтобы в день прошло меньше двух пар занятий. Дни же, когда занятий не было вообще, можно перечесть по пальцам одной руки.

«Чтобы научиться решать задачи, нужно их решать» — следуя этому правилу, в ЛМШ проводится много различных математических соревнований (и вместо обычных занятий, и кроме них):

Обычно, на следующий день после соревнования задачи обсуждаются на занятиях, поэтому те, кто что-то не сделали, порой, узнают даже больше нового, чем те, кто «всё решил». Но стоит отметить, что задачи для соревнований подбираются таким образом, чтобы не было ни тех, кто ничего не сделал, ни тех, кто решил все.

На протяжении всей ЛМШ в 2003, 2004 гг. проходил письменный конкурс решения задач и такого же типа устный конкурс «УМ» (что значит «устная математика»), листочки с решениями нужно было сдавать через день, так что каждый день сдавался какой-нибудь из этих конкурсов. За успехи во всех математических мероприятиях дети награждались дипломами и призами в виде хороших книг и разных «вкусностей».

Нематематика

Формально, ЛМШ — летний оздоровительный лагерь для одарённых детей, поэтому (да и не только поэтому) большое внимание уделяется «активному отдыху». День начинается с зарядки (конечно, те, кто не хочет идти на зарядку, могут этого не делать: для этого нужно встать на полчаса раньше и отправиться купаться вместе с преподавателями). Кроме этого, в солнечные дни, все идут купаться на озеро Омчино (а то и не раз в день). Желающие (их, обычно, большинство) могут играть в спортивные игры; в здании школы есть спортзал, рядом — спортивная площадка. В В 2003-2004 гг. проходили чемпионаты по мини-футболу, баскетболу, шахматам.

Традиционными стали походы. В 2003 и 2004 гг. для тех, кто постарше, были походы с двумя ночёвками на Череменецкое озеро, а для тех, кто помладше — поход без ночёвки на Глухое озеро. Устраивались пикники. Для желающих проводились и экскурсии: пешая экскурсия по Луге (с интересным рассказом об её историческом прошлом), автобусные экскурсии в Псков, Великий Новгород.

Вообще, даже трудно сказать, каких событий обычно бывает больше: математических или нематематических. Вот что ещё было в ЛМШ:

Факультативы

В 2003 и 2004 гг. проводились факультативы — занятия для желающих (обычно во второй половине дня, и не каждый день):

Чего мы хотим

Мы стараемся создать в Летней школе атмосферу взаимного уважения и понимания. Именно поэтому в процессе отбора каждый кандидат в ЛМШ обязательно проходит собеседование. Мы стараемся сделать так, чтобы в ЛМШ не было курения, употребления спиртных напитков.

Проживание, бытовые условия

ЛМШ — не круглогодичное учреждение, а летний оздоровительный лагерь, функционирующий в течение месяца, так что говорить вообще о бытовых условиях в ЛМШ не приходится. В 2000--2004 гг. школа работала в здании Лужской школы-интерната. Формально, интернат расположен в Луге (на самой её окраине), а фактически — «на природе», рядом с прекрасным сосновым бором. Вообще, если Вы настроились на «пять звездочек», бассейн, тренажерный зал и сауну, то скажем: «звёздочек» нет, бассейн присутствует в виде озера Омчино (живописное место, расположенное в 10 минутах ходьбы от здания школы), тренажерный зал отсутствует во всех его проявлениях. Но в Летних математических школах 2000--2004 гг. были:

Разумеется, всё соответствовало нормам для детского учебного заведения круглосуточного пребывания. Дети обеспечивались пятиразовым питанием: завтрак, обед, полдник, ужин, вечерний чай. Почти каждый день дети получали фрукты, чуть реже — кашу по утрам. В целом, по нашим оценкам, питание хорошее, если не сказать отличное.

Преподаватели

В ЛМШ нет деления на «преподавателей», «воспитателей», «физруков», и т.д. Одни и те же люди проводят занятия, ведут детей купаться, устраивают олимпиады, укладывают школьников спать, ходят с ними в поход. В этом заключается ещё одна отличительная особенность ЛМШ по сравнению с другими летними лагерями. Вот некоторые из тех, кто работал в летних школах в 2000–2004 гг.:

Школьники находились под контролем преподавателей-воспитателей, которые несли ответственность за жизнь и здоровье детей.

Сколько стоит путёвка в ЛМШ

Говорить сейчас о стоимости пребывания в ЛМШ-2005 не представляется возможным (не по вине Оргкомитета ЛМШ, а в силу объективных причин). В 2000-2004 гг. финансирование ЛМШ производилось, в основном, за счёт средств областного комитета образования и администрации МО «Лужский район». На сколько человеко-дней будет финансирование летом 2005 года — точно не знает пока никто. Изначально же есть основания полагать, что финансирование будет достаточным для того, чтобы все кандидаты внесли одну и ту же небольшую родительскую плату и никому не приходилось оплачивать полную стоимость путёвки.

Отбор в ЛМШ

Отбор школьников в ЛМШ осуществляется по очно-заочной системе. Во-первых, нужно решить высылаемые по почте задания (задачи по математике различной степени трудности, обычно совсем не такие, как в школьном учебнике). По тому, как кандидат решает (или пытается решать) эти задачи, оцениваются не только знания, но и трудолюбие, способность находить нестандартные решения. Поэтому, если Вы — ученик, то не нужно думать, что, решив не все задачи, вы не попадёте в ЛМШ. Даже если Вы не решили задачу, надо обязательно записать и прислать все соображения, которые у Вас возникли. Если же Вы &mdash один из взрослых, то помните: в ЛМШ берут Вашего ребенка, а не Вас. Поэтому, помогать, конечно, не запрещено, но учтите, что этим можно оказать ребенку медвежью услугу: существенная помощь сразу заметна, и это заставляет Оргкомитет соответствующим образом относиться к кандидату. В связи с этим сразу отметим, что решение кандидат должен писать самостоятельно и на бумаге, как бы Вам ни хотелось напечатать его на компьютере или отправить по электронной почте.

Во вторых, проводится личное собеседование, включающее в себя разговор как на математические, так и иные темы. Это помогает обеспечить высокий уровень зачисляемых, их достаточную однородность, социально-комфортное пребывание в лагере, что, на наш взгляд, весьма важно. Кроме того, это позволяет более подробно рассказать школьникам и их родителям о том, что будет в ЛМШ, и ответить на интересующие вопросы. В день собеседования для родителей и школьников проводится собрание, на котором, помимо всего прочего, демонстрируются видеозаписи, сделанные в предыдущих ЛМШ.

Собеседование проводится (при специальной договорённости) по месту жительства кандидатов. Срок собеседования нужно заранее согласовать с Оргкомитетом.

В мае 2005 г. будет проведено итоговое родительское собрание, на котором будет объявлен список школьников, зачисленных в ЛМШ-2005, подробно рассказано, что нужно брать школьнику с собой в лагерь.

Если вы хотите поступить в ЛМШ

ЛМШ-2005 будет работать ориентировочно 32–36 дней, начиная с 3 июля 2005 г.

Школьникам, закончившим 5-10 классы и желающим поступить в ЛМШ, необходимо заполнить «Анкету кандидата в ЛМШ-2005» (на двойном листе школьной тетради, разборчиво, без сокращений) и отправить её и 6 чистых конвертов (с маркой А) до 1 февраля 2005 года по адресу: 188230, Лен. обл., г. Луга, пр. Кирова, дом 67, кв. 4, С. П. Павлову.

Анкету можно заполнить и на нашем сайте (здесь) (в этом случае все равно необходимо выслать 6 конвертов).

Телефон (в Луге) для справок: (81372) 266-10, с 9 до 21 ч. ежедневно.
Наш сайт в интернете : www.math.luga.ru

Анкета кандидата в ЛМШ-2005:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Число, месяц и год рождения.
  3. Класс (с буквой), в котором учитесь, и полное название школы.
  4. Фамилия, имя, отчество школьного учителя математики.
  5. Результаты участия в математических олимпиадах, турнирах, конкурсах и т.п.
  6. Участие в работе Летних математических школ (указать, где и когда).
  7. Полный домашний адрес (с индексом).
  8. Домашний телефон или телефон для передачи информации с указанием, кого позвать к телефону (с кодом); номер мобильного телефона.
  9. Адрес электронной почты (личной или чьей-либо для возможной передачи).
  10. Сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, где и кем работают, их рабочие телефоны).
  11. Другая информация, которую вы хотели бы о себе сообщить.

Если вы хотите работать в ЛМШ

От студентов, аспирантов, преподавателей, желающих работать в ЛМШ-2005, мы ждём по электронному адресу psp@luga.ru письмо, в котором (в произвольной форме) будет содержаться начальная информация для дальнейшей переписки и контактов. Отправить такое письмо желательно оперативно, поскольку вакантных мест преподавателей (воспитателей) не много.



  Последнее обновление 13 февраля 2005 года
ГлавнаяИнформацияФотоАльбомГостеваяФорумПисьмо