Math.luga.ru  :  г. Луга Ленинградской области. Математический сайт
ГлавнаяИнформацияФотоАльбомГостеваяФорумПисьмо
Система Orphus
Лужский,1: историческое прошлое

Летняя математическая школа (ЛМШ) последние годы базируется в помещении школы-интерната, расположенного в предместье Луги, на реке Теплый Ключ недалеко от ее впадения в Облу (это река, которую ученики ЛМШ каждый день пересекают по несколько раз, когда ходят на озеро Омчино), в замечательно красивом месте, которое было когда-то известно как запруда Колянковского. На территории школы можно увидеть старинные деревянные постройки, какие-то живописные развалины... Невольно возникает мысль о какой-то значимости этого места, и действительно это так.

История эта начинается в 1900 году, когда в праздник Преображения Господня после маневров лейб-гвардии Преображенского полка и после литургии в лужском Воскресенском соборе, император, императрица, великие князья и свита переместились на озеро Омчино, можно предположить, для обеда. Гуляя по берегу Омчино, Николай II и Александра Федоровна пошли по лесной дороге на север и вышли к запруде Колянковского.

Лужанам стало известно о том, что лесная прогулка произвела на императрицу такое большое впечатление, что она выразила желание построить на этом месте дачу. И в 1910 году, в десятую годовщину приезда царской семьи, жена действительного статского советника Е. П. Шостакова, построившая к этому моменту у запруды Колянковского большой деревянный дом, в котором планировала устроить приют для бедных детей с домовой церковью, преподнесла этот дом наследнику престола, царевичу Алексею. Подарок был принят. Так в Луге появился дом, принадлежащий царской семье, и в письмах, и в официальных документах его называли «Лужской светелкой». Естественно, о том, чтобы использовать это здание как личную дачу, речи быть не могло. Императрица приняла решение устроить здесь филиал Школы народных искусств, которая находилась в Петербурге. Идея была в том, чтобы готовить для сельских школ учительниц, которые имели бы хорошее представление о сельском хозяйстве.

«Летопись Петербургской Школы народных искусств» за 1914 год свидетельствует: «В „светелке“ предполагается устроить небольшое показательное усадебное хозяйство, которое давало бы ученицам школы сведения, столь необходимые для их будущей инструкторской деятельности на местах в деревне, устраняя тем самым нежелательное в деревне явление учительниц-горожанок, чуждых и оторванных от интересов крестьянства». В отчете школы за 1914 год отмечено: «Старшим специалистом Главного управления землеустройства Л. А. Фриде был выработан план показательного усадебного хозяйства, оборудованного следующим образом: 4 коровы, 1 теленок, 2 свиньи, 20 кур, 10 уток, 1 лошадь, огород на 400-600 кв. сажень, маленький плодовый садик (20-25 деревьев), ягодный сад (360 корней), несколько земляники (1-2 гряды). Предполагаются следующие постройки: коровник, ледник и при нем молочная, птичник и артезианский колодец».

Первая мировая война заставила царицу изменить профиль Лужского филиала школы народных искусств: теперь это был лазарет, в котором стажировались ученицы, готовящиеся стать сестрами милосердия. Часть койко-мест финансировала сама Александра Федоровна, другие финансировались из различных частных источников, в том числе лужанами. Да и сами ученицы школы внесли свою лепту в финансирование лазарета, отказавшись от проведения рождественской елки в Петербурге.

Сохранились материалы о поездке императрицы и дочерей из Царского Села в «Светелку» в октябре 1914 года. 22 октября Александра Федоровна писала мужу в ставку верховного главнокомандования: «Мы порешили завтра после обеда поехать в Лугу в мою „Светелку“. Это была дача, подаренная Алексею. Я взяла и устроила в ней отделение моей ШНИ. Там работают девочки, изготовляют ковры, обучают этому ремеслу деревенских баб, затем для них будут приобретены коровы, домашняя птица и овощи, и они будут обучаться домоводству. Сейчас они устроили госпиталь на 20 кроватей и ходят за ранеными. Мы должны поехать скорым поездом, т.к. обыкновенные поезда идут медленнее и в неудобные часы. Аня, Настенька и Ресин будут нас втроем сопровождать. (Вместе с императрицей в Лугу ехали ее дочери, великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. Аня — Анна Александровна Вырубова, Настенька — графиня Анастасия Васильевна Гендрикова, Ресин Алексей Алексеевич — генерал-майор Свиты Его Величества, командир Сводного пехотного полка Его Величества). Никто не должен об этом знать. Мы возьмем простых извозчиков и поедем одетыми сестрами милосердия, чтобы поменьше обращать на себя внимания, и собираемся посетить лазарет». На следующий день, 23 октября, Мария Федоровна пишет Николаю II из Царского Села: «Наша поездка в Лугу вышла чрезвычайно удачной... Мы поехали на трех извозчиках с исправником впереди в очаровательном шарабане..., мы насладились примитивным катанием по улицам и по песчаным дорогам, ведущим в сосновый лес, совсем близко от того места, где мы много лет тому назад с тобой гуляли неподалеку от озера...»

Пройдет еще четыре года, и царская семья во время Гражданской войны будет расстреляна в Екатеринбурге. Спустя еще несколько десятков лет Русская Православная Церковь причислит всю семью к лику святых, и будут воздвигнуты в Екатеринбурге храм на месте их гибели и монастырь на месте их захоронения, а в Луге — крест на месте «Светелки».

В 1914 году, когда Александра Федоровна создавала свой учебный центр в Луге, он был ориентирован на сельское хозяйство, которое в то время составляло основу российской экономики. Весьма символично, что спустя 80 лет на этом же месте снова работает современный учебный центр, на этот раз это ЛМШ, собравшая лучшие молодые интеллектуальные силы Ленинградской области, чтобы помочь им подготовиться к тому, чтобы внести свой вклад в развитие страны.

Материал для сайта подготовил В. Матвеенко. При подготовке использовались материалы, любезно предоставленые сотрудниками интерната.

  Последнее обновление 16 октября 2003 года
ГлавнаяИнформацияФотоАльбомГостеваяФорумПисьмо