Страница 1 из 2

Проект "10 класс ЛМШ-2006"

Добавлено: Вс, 21 авг 2005, 20:38
МВД
Определенный недостаток Лужских ЛМШ состоит, по-моему, в том, что учебные группы не закреплены за конкретными преподавателями, поэтому нет ни одного человека, который был бы в курсе пробелов в знаниях конкретного ученика и помогал бы ему закрыть эти пробелы. Есть предложение: за 10 классом ЛМШ-2006 (это те, кто в 2005-06 учебном году будут учиться в 9 классе) закрепить преподавателя (имеется в виду я), который будет заниматься только с одной этой группой (и плюс вести факультативы, открытые и для других классов). Это не помешает другим преподавателям преподавать в 10 классе, но будет человек, который будет в курсе всего, чему учат в этом классе. Разумеется, он будет и сам вести занятия.

Добавлено: Вс, 21 авг 2005, 21:50
RAS
Хм. Чисто теоретически я пока не вижу ничего плохого в этой идее.
Если Ваше закрепление за 10 классом не будет означать
а) "изоляцию" 10-го класса от мира (то есть 10 класс будет участвовать и в олимпиадах, и в матбоях, и во всём прочем)
б) полное отсутствие Ваших занятий в других параллелях,
то почему бы и нет? Повторю: чисто теоретически.

Добавлено: Пн, 22 авг 2005, 8:39
PSP
RAS писал(а):Если Ваше закрепление за 10 классом не будет означать
...
б) полное отсутствие Ваших занятий в других параллелях,
Именно это и будет означать, потому что
МВД писал(а):Есть предложение: за 10 классом ЛМШ-2006 ... закрепить преподавателя (имеется в виду я), который будет заниматься только с одной этой группой...
(выделено мною)

Добавлено: Пн, 22 авг 2005, 8:52
PSP
"Чисто теоретически": это не попытка "запрячь" "коня и трепетную лань", о которой предупреждал классик?

"Чисто практические" вопросы МВД:
1) Допустим, Вы ведёте занятия в 10 классе. Следует ли отсюда, что другие преподаватели в нём занятия не ведут?
2) Участвует ли 10 класс в олимпиадах, матбоях, аукционах, регатах и других подобного рода общих (не внутренних) мероприятиях?

Добавлено: Пн, 22 авг 2005, 17:15
Гость
RAS писал(а):Если Ваше закрепление за 10 классом не будет означать
а) "изоляцию" 10-го класса от мира (то есть 10 класс будет участвовать и в олимпиадах, и в матбоях, и во всём прочем)
б) полное отсутствие Ваших занятий в других параллелях
Никакой изоляции! Традиций Лужской ЛМШ я ломать не собираюсь. Что же касается моих занятий в других параллелях, как Вы помните, в ЛМШ-2004 я занимался только с 9-11 классами, думаю это было абсолютно правильное решение. В ЛМШ-2006 могу, например, прочитать 9 и 11 классам лекции, но число часов желательно определить заблаговременно. Относительно Вашего замечания о том, что сейчас вопрос может быть решен "чисто теоретически" - к сожалению, времени на подготовку к ЛМШ-2006 остается и так очень мало, я счмтаю, что если что-то делать, надо делать хорошо (я имею в виду себя, а мне готовиться надо долго).

Добавлено: Пн, 22 авг 2005, 17:37
МВД
PSP писал(а):"Чисто теоретически": это не попытка "запрячь" "коня и трепетную лань", о которой предупреждал классик?

"Чисто практические" вопросы МВД:
1) Допустим, Вы ведёте занятия в 10 классе. Следует ли отсюда, что другие преподаватели в нём занятия не ведут?
2) Участвует ли 10 класс в олимпиадах, матбоях, аукционах, регатах и других подобного рода общих (не внутренних) мероприятиях?
Про коня и трепетную лань мы говорили в другом месте, когда сравнивали "наших" детей с иными. В данном случае речь идет только о "наших", и речь о том, чтобы им помочь. Что касается занятий других преподавателей, то я вполне солидарен с Андреем Теслером, который считает, что интересно, когда лица меняются. Но на мой взгляд, еще интереснее, когда эти лица проводят интересные, хорошо подготовленные занятия по продуманным темам. не дублирующим друг друга. Я намерен, во-первых, вступить в контакт с другими преподавателями для выработки программы этого класса, при этом части программы могут осуществлять разные преподаватели, но следуя общему замыслу и логике изучения материала, во-вторых, буду следить за логичностью происходящего в этом классе непосредственно в учебном процессе. Думаю, что большинство преподавателей не будет возражать, если я на их занятиях буду присутствовать в качестве их ассистента, но это мы с ними согласуем заранее. Во всех мероприятиях класс участвует, я там тоже, по возможности, участвую.

Re: Проект "10 класс ЛМШ-2006"

Добавлено: Пн, 29 авг 2005, 8:29
PSP
МВД писал(а):Есть предложение: за 10 классом ЛМШ-2006 ... закрепить преподавателя (имеется в виду я), который будет заниматься только с одной этой группой...
А какова предполагаемая программа (список тем) для занятий такого класса?

Re: Проект "10 класс ЛМШ-2006"

Добавлено: Ср, 31 авг 2005, 10:24
Гость.
МВД писал(а):Определенный недостаток Лужских ЛМШ состоит, по-моему, в том, что учебные группы не закреплены за конкретными преподавателями, поэтому нет ни одного человека, который был бы в курсе пробелов в знаниях конкретного ученика и помогал бы ему закрыть эти пробелы. Есть предложение: за 10 классом ЛМШ-2006 (это те, кто в 2005-06 учебном году будут учиться в 9 классе) закрепить преподавателя (имеется в виду я), который будет заниматься только с одной этой группой (и плюс вести факультативы, открытые и для других классов). Это не помешает другим преподавателям преподавать в 10 классе, но будет человек, который будет в курсе всего, чему учат в этом классе. Разумеется, он будет и сам вести занятия.
МВД писал(а): Относительно Вашего замечания о том, что сейчас вопрос может быть решен "чисто теоретически" - к сожалению, времени на подготовку к ЛМШ-2006 остается и так очень мало, я счмтаю, что если что-то делать, надо делать хорошо (я имею в виду себя, мне готовиться надо долго).
А можно вопрос МВД ? Смотрите.. 1. Вы собираетесь "быть в курсе пробелов в знаниях конкретных учеников" 2. Вам нужно много времени на подготовку ("времени на подготовку остаётся и так очень мало") . 3. Но список поступивших в ЛмШ (насколько я помню) становится известным только весной... А теперь вопрос..
Вам не кажется ето странным? Вам надо подготовиться, чтобы "закрывать пробелы КОНКРЕТНЫХ учеников", но вы не знаете, что это за ученики и какие у них пробелы... =/

Re: Проект "10 класс ЛМШ-2006"

Добавлено: Чт, 08 сен 2005, 20:14
МВД
Гость. писал(а):А можно вопрос МВД ? Смотрите.. 1. Вы собираетесь "быть в курсе пробелов в знаниях конкретных учеников" 2. Вам нужно много времени на подготовку ("времени на подготовку остаётся и так очень мало") . 3. Но список поступивших в ЛмШ (насколько я помню) становится известным только весной... А теперь вопрос..
Вам не кажется ето странным? Вам надо подготовиться, чтобы "закрывать пробелы КОНКРЕТНЫХ учеников", но вы не знаете, что это за ученики и какие у них пробелы... =/
Спасибо за хороший вопрос. Закрывать пробелы в знаниях - не единственная цель, я еще хочу на занятиях научить новым вещам. Для этого надо приготовить программу, подобрать материал, задачи, подумать, как проводить занятия. Вы правы, что надо подумать и о том, как организовать "закрывание пробелов в знаниях", может быть это будут какие-то очень короткие (на 1-2 занятия) факультативы по определенным темам, куда какие-то ученики будут очень настойчиво приглашаться, а другим они тоже будут открыты. (Я специально открыл на странице "Поговорим о математике" темы "Какие бывают ЛМШ", "Какой математике учат.." и др., чтобы можно было более продуманно подойти к организации занятий в ЛМШ-2006. Было бы очень полезно знать Ваше мнение). Итак, значительное время у меня уйдет именно на выбор и подготовку тем, поэтому я и хочу знать заранее, поеду я в ЛМШ-2006 или нет). По своей работе я никак с обучением школьников не связан, т.е. готовых наработок у меня нет. Но, независимо от того, поеду ли я в ЛМШ-2006, я планирую в будущем и некоторые другие проекты для школьников: собираюсь с осени 2006 года открыть в Петербурге кружок для 10 класса "Математика и экономика", также надеюсь, что будет запущен "Проект Вышки" (см. форум "Поговорим о математике")

Re: Проект "10 класс ЛМШ-2006"

Добавлено: Чт, 08 сен 2005, 20:29
МВД
PSP писал(а):А какова предполагаемая программа (список тем) для занятий такого класса?
Я открыл в рубрике "Поговорим о математике" тему "Какой математике учат...", чтобы расширить свои (и коллег) представления о том, что может включаться в такие программы. Через какое-то время я приготовлю проект программы и буду рад услышать мнения, хотя, наверное, когда программа будет написана, я уже изменять ее радикально не захочу. Пока знаю две вещи. Во-первых, я буду стараться, чтобы темы были разнообразны, но связаны друг с другом, одни результаты прикладывались к другим. Во-вторых, если в четырех (подумать страшно, как много!) прошлых ЛМШ мои занятия имели экономико-математический уклон, то эта программа, скорее всего, будет в значительной степени чисто математической. Это связано еще и с тем, что я хочу с осени 2006 года открыть в Петербурге кружок "Математика и экономика", а состав учеников в ЛМШ и в этом кружке может иметь пересечение.

Re: Проект "10 класс ЛМШ-2006"

Добавлено: Пт, 09 сен 2005, 9:03
PSP
МВД писал(а):
PSP писал(а):А какова предполагаемая программа (список тем) для занятий такого класса?
Через какое-то время я приготовлю проект программы...
Думаю, многим будет интересно и полезно познакомиться с ней.

Re: Проект "10 класс ЛМШ-2006"

Добавлено: Сб, 04 фев 2006, 16:28
МВД
PSP писал(а):Думаю, многим будет интересно и полезно познакомиться с ней.
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ 10 КЛАССА ЛМШ-2006 (88 ЧАСОВ)
Составил В.Д.Матвеенко

Предлагаемый курс для 10 класса ЛМШ-2006 называется «квадривиум» - так называли состоящую из четырех частей учебную программу в средневековых университетах. Курс будет состоять из четырех примерно равных частей, окончание каждой из которых будет отмечаться праздником. (Эти праздники могут сочетаться с другими знаменательными днями ЛМШ или отряда).
Одним из критериев при подборе тем был такой: каждая из тем должна быть тесно связана хотя бы с несколькими другими темами.
Будет подготовлен раздаточный материал по числу учеников по принципу: каждый ученик должен привезти из ЛМШ четкое учебное пособие, с помощью которого можно будет зимой (при желании) вспомнить, закрепить материал и продолжить занятия самостоятельно.

Помимо тем, указанных в этой программе будут разборы задач олимпиад, доклады учеников, факультативы, «ликбез» по отдельным темам школьной программы и др.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ КВАДРИВИУМА

Основной блок:
Планиметрия - 10 часов.
Стереометрия - 5 часов.
Предполагается проводить эти занятия по книжке Еременко, Сохета и Ушакова «Элементы геометрии в задачах», выпущенной в 2003 г. Московским центром непрерывного математического образования (МЦНМО). Авторы, в свою очередь, активно используют известные задачники Прасолова, Шарыгина, Моденова, Делоне и Житомирского, но вносят значительный методический вклад, подбирая в определенной последовательности задачи.

Математическая индукция - 4 часа.
Занятия по этой теме будут идти на двух уровнях: для тех, кто уже владеет методом математической индукции и для тех, кто пользуется им неуверенно или совсем его не знает.

Наглядная топология: графы - 3 часа.
Тема «Наглядная топология» строится на примерах, которые обычно используются при изучении топологии (лента Мебиуса, узлы и т.д.), и на конкретных задачах олимпиад разных уровней, в которых используются теорема Эйлера, методы раскраски и т.п. При изучении графов ставится цель показать все типы задач олимпиад, решаемые с помощью графов. По графам будет использована книжка Е.Уилсона «Введение в теорию графов». По топологии – книги Прасолова (МЦНМО) и Болтянского и Ефремовича (Библиотечка «Квант»), которые имеют одинаковое название «Наглядная топология», а также брошюрка Смирнова «Прогулки по замкнутым поверхностям» (МЦНМО). Во второй из этих книжек сначала будет использоваться глава «Топология поверхностей».

ВТОРАЯ ЧАСТЬ КВАДРИВИУМА

Основной блок: Наглядная топология
Непрерывность и топология линий - 9 часов
В основном будет использована глава «Топология линий» указанной выше книжки Болтянского и Ефремовича. Там рассматриваются, в частности, такие вопросы, как непрерывность, теорема Жордана, кривая Пеано, приводится около 50 задач, часть которых будет решена.
Графы и топология поверхностей - 5 часов.
Продолжение работы по указанной выше главе «Топология поверхностей» книжки Болтянского и Ефремовича.

Группы – 10 часов
Занятия по этой теме будут проходить по принципу «лабораторной работы». Класс будет разбит на группы (забавная игра слов – группы будут изучать группы), каждая из которых должна будет провести исследование определенного объекта, доказать, что он является группой, и построить соответствующие графы (подгрупп и т.д.) Необходимый теоретический материал будет даваться по статьям о группах в журнале «Квант» и по книгам Гроссмана и Магнуса «Группы и их графы» и Алексеева «Теорема Абеля в задачах и решениях» (М., 1976). (Алексеев, будучи школьником, записал лекции Арнольда, а позднее расширил и дополнил эти записи, так получилась его книга). Возможно, также будет использована брошюрка Парамоновой «Симметрия в математике» (МЦНМО). Будет рассказано также о фундаментальной группе по главе «Гомотопии и гомологии» указанной книжки Болтянского и Ефремовича.


ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ КВАДРИВИУМА

Основной блок: векторы и выпуклость, включая приложения к теории чисел – 20 часов
В этом блоке рассматривается несколько очень тесно связанных вопросов: применение векторов при решении геометрических задач, радиус-вектор в n-мерном пространстве как точка с n координатами, действия над точками (радиус-векторами), выпуклый анализ, Теоремы Хелли и Минковского. Основные источники: подборки задач по векторам в упомянутой книжке Еременко, Сохета и Ушакова, моя книга с соавторами “Выпуклый анализ на плоскости» (1994). Также будут использованы книга Прасолова «Задачи по планиметрии» (ч. 2), где есть разделы, посвященные векторам, выпуклым многоугольникам и теореме Хелли, а также брошюрки МЦНМО «Уравнения Пелля» Бугаенко и «Цепные дроби» Арнольда.

ЧЕТВЕРТАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ЧАСТЬ КВАДРИВИУМА

Основной блок: линии уровня, экстремумы и неравенства – 22 часа
Цель блока – показать возможности самостоятельного математического творчества. Важную смысловую роль будет играть обсуждение доклада (4 часа) одного из учеников, работа которого «Обыкновенные и взвешенные средние, нормы и производственные функции: исследование на основе линий уровня» отмечена на Балтийском научно-инженерном конкурсе. Будут использованы раздел «Линии уровня» указанной книжки Еременко, Сохета и Ушакова, раздел «Калибровочная функция» упоминавшейся моей книжки. В рамках данного блока, в качестве не самоцели, а математического аппарата, чрезвычайно полезного для учеников не только при изучении этой темы, будут рассмотрены вопросы, относящиеся к темам «Функции и графики» (4 часа), «Производная и интеграл, включая применение в механике» (4 часа), «Дифференциальные уравнения» (4 часа). При обсуждении производной и интеграла будет использоваться брошюрка Тихомирова «Дифференциальное исчисление: теория и приложения» (МЦНМО). Возможно, будут использованы книжка Гельфанда и др. «Функции и графики», книжки Амелькина по дифференциальным уравнениям. Будет активно использоваться метод математической индукции (тема «Доказательство неравенств» – 6 часов), здесь будет использован задачник Башмакова и др. «Алгебра и начала анализа: Задачи и решения», а также брошюрка Соловьева «Неравенства» (МЦНМО).

Добавлено: Вт, 07 мар 2006, 9:46
RAS_Admin
88 / 4 = 22. Если в день проводить 2 пары занятий по этой программе, она потребует 22 дня. На мой взгляд, это много. Теперь дальше: программа, ИМХО, не учитывает уровень большинства 10-кл. ЛМШ. (если не брать в расчёт появление в ЛМШ-2006 неких ранее не известных нам 10-классников). Чтобы изучить то, что предлагает МВД, нужно очень продуктивно работать в течение всей ЛМШ.
Поэтому, предлагаю МВД рассмотреть следующий вариант: часть материала вынести в факультативы, куда, в числе прочего, активно приглашать 11-кл.

ответ Владу и РАС

Добавлено: Вт, 07 мар 2006, 19:14
МВД
Спасибо, Влад и РАС, за комментарии. В программе подразумевается возможность выбора той или иной степени глубины и подробности, в зависимости от того, сколько реально окажется часов, и какой будет состав группы. Это одна из причин, почему курс делится на 4 части, которые могут в реальности иметь разное количество часов.
Постараюсь объяснить, почему я считаю этот курс по трудности вполне доступным.
ПЕРВАЯ ЧПСТЬ. Геометрия, матиндукция, графы - ничего особо трудного, тем более, что матиндукция идет на двух уровнях.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Наглядная топология линий и поверхностей. Это действительно наглядный материал, хотя затрагивается трудный вопрос: а зачем эти примеры нужны математикам? Мёбиус, скажем, - это был не мальчик, который забавлялся склемванием ленточек, а очень серьезный математик. На этот счет имеется тонюсенькая брошюрка Смирнова, ее интересно подержать в руках, рассмотреть, хотя пересказать ее содержание вряд ли возможно. Но если детям останется на память хотя бы электронный адрес этой брошюрки, и у них будет желание ее читать - уже будет здорово.
Что касается теории групп - в "Кванте" есть прекрасные примеры с картинками. Эта часть курса - самостоятельная работа по группам (командам) под руководством преподавателя. Дети будут четко знать, что им сделать, на какие вопросы ответить и где, при необходимости, взять материал. По образцу "Кванта" команды могут сделать свои собственные картанки, поставить спектакль, придумать песенку и т.д., словом, это часть отрядной работы, подготовкка к празднику.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Векторы - это (хотя в ином виде) было у меня в 10 классе ЛМШ-2004, кто-то там и доклад такой делал, прошло хороршо.
Выпуклость - было у меня немножко в ЛМШ-2003, правда в 11 классе. Но в 2004 г., в силу обстоятельств, пришлось этим несколько часов позаниматься с Андреем, прошло достаточно легко. Думаю, уровень группы 10-классников будет не ниже уровня Андрюши-восьмиклассника.
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ. Смысловую роль играет доклад ученика, а этот доклад не сложнее основной массы докладов в ЛМШ, хотя материал оригинальый. На занятиях будет дан большой предваряющий и сопутствующий материал, задачи. Доклад основан на работе, которая делалась в основном в августе-сентябре 2005 года. Опять-таки, я думаю. что значительная часть 10-классников будет подготовлена (да еще после трех предыдущих частей этого курса) не хуже, чем был подготовлен 9-классник год назад.
На вопрос Влада, почему нельзя всем этим заниматься с ребенком дома: одна из причин в том, что в этой программе очень важен коллективный элемент, она специально составлена для группы, в ней очень важны праздники, работа по командам, коллективные обсуждения.

Добавлено: Вт, 07 мар 2006, 20:17
Влад
На сборах в ЛН последних как-то очень не сильно меня обрадовал уровень лучших 9-ти классников ЛО. Кто знает, Калинин Е. в ЛМШ собирается? Это самый сильный 9-ти классник, на мой взгляд. Потом, видимо, Ермаков. Остальные ужОс! Да и Ермаков ужОс! Калинин хоть глупостей не пишет... Это так... Сергей Павлович, у вас работы остались? Покажите, что пишут призёрв области... Это так, отвлечённо. Про Андрея не знаю ничего на данный момент. Видимо, он будет сильнее остальных? Словом, грустно как-то в целом. Хотя, хз.