Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Модератор: модераторы

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Вс, 07 дек 2008, 11:51

ami писал(а):"Угадайте, за какое решение можно поставить 1 балл?"

Видимо, за правильный ответ n=55? Или и того хуже? :Р
(Речь идёт о цитированной выше задаче № 5 10 класса.)
Не знаю, за что. Тоже могу только гадать.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Вс, 07 дек 2008, 12:02

Теперь, когда федеральным Положением не велено считать победителем школьника, набравшего не более половины числа возможных баллов (т. е. набравшего не более 17 баллов), становится очень важным единообразие критериев проверки. Об этом ОВЦИ (одарённые взрослые центра "Интеллект"), которым опрометчиво поручено командовать олимпиадами в области, конечно, не побеспокоились. Забота у них другая, забота у них простая...

Взять, к примеру, ту же задачу № 5 для 9 класса (см. выше). Уверен, что в ряде районах ставили 7 баллов тем школьникам, которые объясняли, как разрезать. А в других районах считали, что должно быть доказательство отсутствия возможности сделать это по-другому, и при его отсутствии оценивали решение в 1-2 балла.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Вс, 07 дек 2008, 17:32

Вот задача № 1 из варианта 10 класса:
"Известно, что a+b+c=0 для a, b, c ≠ 0. Найдите значение выражения a/b+b/a+b/c+c/b+c/a+a/c."

Если сгруппировать слагаемые с одинаковыми знаменателями, то, с учётом данного равенства a+b+c=0, получим, что искомая сумма равна сумме трёх чисел, каждое из которых есть -1, т. е. равна -3.

Что это значит? Похоже, это попытка со стороны областного оргкомитета прогнуться под п. 1 методических рекомендаций, так неудачно рождённых господами Агахановым и Подлипским (см. "Рекомендации..." ). Но сделали эту задачу не 70%, как маниакально велено рекомендациями, а только 47%. Замечу, что я не собираюсь по этим основаниям упрекать составителей варианта районной олимпиады. Претензия к ним иная: зачем же включать в вариант для районной олимпиады 10 класса упражнение 7 класса? Ведь понятно, что выйти на агаханово-подлипский процент всё равно не удастся. Только позориться и позорить! Кто опозорился? Да, например, победители школьных олимпиад, которые не смогли, будучи 10-классниками, справиться с упражнением 7 класса.

ami
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пт, 21 ноя 2008, 21:37
Откуда: 1.10.239

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение ami » Вс, 07 дек 2008, 22:56

"Вот задача № 1 из варианта 10 класса:"
"которые не смогли, будучи 9-классниками, справиться с упражнением 7 класса."

возможно, что то здесь не так.
а вообще ужасно, уровень задач за последние три года упал стократно

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Пн, 08 дек 2008, 12:33

ami писал(а):"Вот задача № 1 из варианта 10 класса:"
"которые не смогли, будучи 9-классниками, справиться с упражнением 7 класса."

возможно, что то здесь не так.
Ещё раз спасибо за бдительность.
Да, здесь чуть-чуть не так: даже, будучи, 10-классниками, не смогли справиться с упражнением 7 класса.
Но, по большому счёту, не так с олимпиадами и вообще со школьным образованием.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Пн, 08 дек 2008, 12:36

ami писал(а):а вообще ужасно, уровень задач за последние три года упал стократно
А каковы причины этого?
Кто что думает по этому поводу?

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Пн, 08 дек 2008, 12:49

А вот задача № 3 из варианта 11 класса:
"Даны числа 2^2008 и 5^2008 в десятичной записи. Они записаны подряд. Каково количество цифр полученного числа?"

Задача плоха. Не сама по себе, а в качестве олимпиадного задания. Плоха по той причине, что на протяжении ряда лет кочует по разным книжкам.
Ей не менее 37 лет. В 1971 году задача была предложена на городском туре олимпиады г. Ленинграда (именно тогда я, будучи школьником, впервые увидел её и без проблем решил). В 2000 году С. Е. Рукшин (мой друг и коллега по первым Летним школам) включил её в свою книгу „Математические соревнования в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Первые пятьдесят лет”. В общем, совсем бородатая задача. Но¬визной, о которой говорится в п. 3 пресловутых рекомендаций (см. "Рекомендации..." ), тут, как говорится, и не пахнет. Впрочем, видимо составители считали упомянутую книгу Рукшина „источником, не известным участникам”. Предположение их, безусловно, верное (во всяком случае, в Лужском районе не замечены школьники, читающие книги по математике). Но заботит меня не исполнение слабоумных рекомендаций, а то, что при составлении олимпиадных заданий для районного тура стало принято исходить из того, что на олимпиаду приходят не те, кого принято называть „олимпиадниками”, а дети, лишь более или менее знающие школьную программу. Развивается опасная тенденция превращения „праздника знаний” в „день удовлетворения” – именно этим объясняется маниакальное увлечение процентами авторов рекомендаций Агаханова и Подлипского, что есть в чистом виде процентомания махрового прошлого. В этом самом прошлом (речь об образовании, называвшемся народным) было немало хорошего. Но были и ужасы. Один из них – процентомания. Именно её и вытащили из запылившихся сундуков авторы методических рекомендаций.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Вт, 09 дек 2008, 13:55

Но "шедевром", несомненно достойным Гнобелевской премии, является задача № 5 варианта 11 класса. Вот её формулировка:
"Рассматривается множество P, состоящее из 13 элементов, которые мы будем называть точками и обозначать числами от 1 до 13. Рассматриваются 13 четырёхэлементных подмножеств множества P, которые мы будем называть прямыми. Прямые удовлетворяют следующим двум аксиомам:
1. Каждая пара прямых имеет ровно одну общую точку.
2. Для каждой пары точек существует ровно одна прямая, их содержащая.
Пусть шесть прямых таковы: A = {1, 2, 4, 8}, B = {1, 3, 5, 9}, C = {2, 3, 6, 10}, D = {4, 5, 10, 11}, E = {4, 6, 9, 12}, F = {5, 6, 8, 13}. Какая прямая содержит точки 7 и 8 ?
"

РЕКОМЕНДУЮ решить эту задачу всем, не равнодушным к математике вообще и к олимпиадам в частности.
Специально оставляю её пока без комментариев, чтобы не навязывать своё мнение.

Андрей
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Ср, 04 янв 2006, 14:02
Откуда: В. Новгород / ПУНК СПбГУ

Про предыдущую задачу

Сообщение Андрей » Вт, 09 дек 2008, 22:25

Через некоторое время удалось найти несложное и достаточно красивое решение (настоящее решение, с доказательством и возможности, и единственности). Ну да, задача требует обстановки, настроения и умения, при которых можно, прочтя 10 чисел из 13, понять, какие 3 ты не прочёл... Но это в крайнем случае решается несложными записями.
И в то же время моё решение, кажется, не то чтоб уж очень тривиально, хотя идея и проста. Так что, по-моему, задача неплоха. (Может быть, недостаток в том, что её можно решить совсем без идей; но это сложно и противно.)

Андрей
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Ср, 04 янв 2006, 14:02
Откуда: В. Новгород / ПУНК СПбГУ

Сообщение Андрей » Вт, 09 дек 2008, 22:29

(Посмотрев на разбалловку)
M-да, кажется, никто (или почти никто?) до этого не додумался. Может, формулировка отпугивающая... Похоже, матмеховское образование, как ни странно, мне здесь помогло.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re:

Сообщение PSP » Вт, 23 дек 2008, 9:44

Андрей писал(а):(Посмотрев на разбалловку)
M-да, кажется, никто (или почти никто?) до этого не додумался. Может, формулировка отпугивающая... Похоже, матмеховское образование, как ни странно, мне здесь помогло.
Оставлю без комментариев удивление тому, что матмеховское образование помогло решить задачу по математике. :)

Что касается самой задачи, то дело в том, что из областного оргкомитета прислали неверное решение. Точнее говоря, далеко не полное, - такое, за которое принято ставить лишь 3-4 балла. Разумеется, это не беда, если районное жюри:
1) компетентное;
2) имеет хотя бы некоторое время подумать над задачей прежде чем проверять решения.

Но в том-то и дело, что увы! Поэтому - БЕДА.

Андрей
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Ср, 04 янв 2006, 14:02
Откуда: В. Новгород / ПУНК СПбГУ

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение Андрей » Пт, 26 дек 2008, 21:13

Кажется, я даже знаю, в чём неправильность: не доказана непротиворечивость?

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Вс, 28 дек 2008, 13:06

Андрей писал(а):Кажется, я даже знаю, в чём неправильность: не доказана непротиворечивость?
По большому счёту, именно в этом. Подробности через пару дней.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6651
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение PSP » Пн, 29 дек 2008, 21:55

Присланное из областного оргкомитета решение выглядело так: на основании условия приходили к выводу о том, что искомая прямая не может проходить ни через одну из точек 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13. Значит, говорилось в решении, это прямая (7,8,9,10).
На основании такого "решения" работали жюри в районах Ленинградской области, выставляя по 7 баллов всем тем, кто пришёл к такому же выводу. Видимо, районным жюри было невдомёк, что установлен лишь следующий факт: если задача имеет решение, то ответ на неё единственный, и искомая прямая такова: (7, 8, 9, 10).

Я поинтересовался у школьников, которым жюри поставило по 7 баллов: не спросил ли кто из них у себя: зачем в условии сказано, что выбрано именно 13 четырёхэлементных подмножеств (прямых)?
И откуда же, видя только 7 прямых (из 13), уверенность в том, что вся система из 13 прямых удовлетворяет обеим аксиомам?
Да ниоткуда!

Влад
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: Ср, 07 янв 2004, 16:10
Откуда: PUNK_22_13
Контактная информация:

Re: Районная олимпиада 2008-2009 уч. г.

Сообщение Влад » Пн, 05 янв 2009, 16:17

Как говорил один наш общий знакомый - придумать условие - это часть задачи. Например, из условия можно кусочек и убрать =0)
Да и вообще, условие - истина непререкаемая, из неё получено единственное возможное следствие. С таким условием это абсолютно правильный ответ. Ведь, когда в условии написано "рассмотрим тупоугольный треугольник", ни у кого не возникает мысли проверят его существование.


Вернуться в «Новости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя