Математическая олимпиада в Лужском районе.

Модератор: модераторы

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Математическая олимпиада в Лужском районе.

Сообщение PSP » Сб, 25 ноя 2006, 12:22

25 ноября 2006 г. в школе № 6 г. Луги проходила районная олимпиада по математике - II этап Всероссийской олимпиады школьников. Подробнее...
Последний раз редактировалось PSP Чт, 15 фев 2007, 9:02, всего редактировалось 2 раза.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Сб, 25 ноя 2006, 12:28

Как уже сообщалось, меня и Л. Н. Рысеву вывели из состава жюри, "обосновав" это лживыми по сути и бессовестными по форме утверждениями, а заодно сляпали весьма сомнительное по своей законности Положение о Лужской районной олимпиаде. (В последний момент, правда, выяснилось, что Рысеву всё же вернули в жюри - правда, не в роли председателя, а рядовым членом. Думается, это возвращение явилось результатом моего официального обращения.

Хотя я и просил областное начальство ответить до дня проведения олимпиады, но, к сожалению, до сих пор не получил официального ответа на своё заявление о нарушении прав детей-призёров олимпиады.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Сб, 25 ноя 2006, 15:39

На олимпиаду приехала зам. директора Центра "Интеллект" В. И. Тихвинская. Также на неё пришли зав. Лужским отделом образования Т. Я. Наумова и зав. ИМЦ М. Н. Сугакова.

Члены жюри стали решать голосованием ( :shock: !!!), проводить ли для школьников разбор задач и апелляцию. И чуть было не решили не проводить. Только благодаря рекомендациям Тихвинской и Наумовой жюри всё-таки решило провести разбор задач и апелляцию.
Правда, школьникам не было объявлено, когда эти мероприятия случатся и где. Да и жюри пока это не решило. Да и решит ли? Ведь и Тихвинская, и Наумова уже покинули олимпиаду...

Был бы там, подал бы идею: решить голосованием, стоит ли вообще проверять олимпиадные работы. :roll:
Последний раз редактировалось PSP Пн, 27 ноя 2006, 7:05, всего редактировалось 6 раз.

3Иван...3
Сообщения: 86
Зарегистрирован: Пн, 08 авг 2005, 10:53
Откуда: 239-10-1
Контактная информация:

Сообщение 3Иван...3 » Сб, 25 ноя 2006, 18:19

PSP писал(а):Члены жюри стали решать гоосованием ( :shock: !!!), проводить ли разбор задач и апелляцию. :roll:
Зная о ерунде с разбором задач, я спросил об этом у члена жюри, при этом поставил вопрос не "Будут ли разбор задач и апелляция?", а "ГДЕ будут разбор задач и апелляция". Правда, никакого удовлетворительного ответа не получил.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Сб, 25 ноя 2006, 18:47

Последние новости:
Приезжавшая В. И. Тихвинская сообщила, что из Москвы пришла бумага, в которой предписывается устроительство олимпиады в виде "пирамиды": очень много участников школьных олимпиад, много участников районных... Наверное, как обычно, Президент указал нерадивым на их нерадивость. :cry:
Впрочем, сказав это, Тихвинская увидела всего 13 участников олимпиады 10 класса. :lol: :roll: :shock:
А пустили Лужские чиновники в 9, 10, 11 классах на районную олимпиаду всего 51 человека. Это в "хвалёно-математическом" Лужском районе.

Жюри вкусно покушало, и только после 15 ч. начало проверять работы. Но в 17 ч. жюри разогнали по домам, хотя ни по одному классу работы так и не были проверены. Теперь жюри продолжит работу только в понедельник 27 ноября в 14 ч. в школе № 2.

Забавные вопросы без ответов:
У кого двое суток будут работы?
Что с ними будет происходить?
Последний раз редактировалось PSP Пн, 27 ноя 2006, 7:26, всего редактировалось 2 раза.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Вс, 26 ноя 2006, 10:52

Ещё одна любопытная деталь.
Новоявленная председатель жюри Н. И. Васильева объясняла, что ответственность за проверку будет нести тот, кто их проверял.
Нача-а-а :roll: а-а-альница!
Последний раз редактировалось PSP Пн, 27 ноя 2006, 19:41, всего редактировалось 1 раз.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пн, 27 ноя 2006, 11:51

Почитал условия задач и присланные решения...

9 класс. Задача № 2.
В 2006 году Вовочку спросили, сколько ему лет. Он ответил: „Мой возраст равен сумме цифр года моего рождения”. Сколько лет может быть Вовочке?


Во-первых, формулировка задачи не совсем аккуратна. Представьте, что наш герой Вовочка родился 1 декабря 1990 г. И вот его спрашивают в 2006 году, сколько ему лет. Что он ответит?
Очевидно, его ответ будет зависеть от того дня, в который такой вопрос был задан. Если его спросили, допустим, 1 февраля, то он ответит, что ему 15 лет. Даже если 30 ноября он скажет, что ему 16 лет, то формально этот ответ следует считать лживым (ведь 16 лет ему исполнится только через день!). Разумеется, 1 июня Вовочка может честно ответить, что ему 15 с половиной лет, но, как следует из условия, Вовочка, отвечая на вопрос, назвал какое-то целое число. Автор уверен, что составители задачи просто не подумали об этом. Ведь условие можно было сформулировать математически точно. Например, так: „В 2006-ом году, сразу после дня рождения, Вовочку спросили…”. А так образовалась двусмысленность. Я не знаю, как восприняли условие участники (но по опыту проведения олимпиад известно, что многие дети воспринимают условие по-житейски). Не известно мне и то, задавал ли кто-то из школьников вопросы в связи с этой двусмысленностью, и что на них отвечали члены жюри, которым присланные решения показали только после окончания олимпиады (такое ненормальное требование вписано в районное положение об олимпиаде людьми, мало что понимающими в олимпиадной работе).

Во-вторых, задачи такого сорта давно уже перестали быть олимпиадными, превратившись в типичные школьные (во многих школьных учебниках читатель сможет найти подобные упражнения), поэтому, с моей точки зрения, давать такие задачи на районной олимпиаде не стоит. Но у этой задачи есть и ещё одно „антиолимпиадное” свойство, о котором сказано ниже.
Каноническое (присланное "из области") решение начинается с замечания о том, что возраст Вовочки не может быть более 28 лет, поскольку наибольшую сумму цифр имеет 1999 год. Следовательно (об этом уже не говорится в каноническом решении) Вовочка родился не ранее 1978 года. Теперь не представляет особого труда перебрать все эти года (от 1978 до 2006) и "выловить" те, которые удовлетворяют условию.
Автор убеждён, что включение в текст районной олимпиады для 9 класса задачи, допускающей столь короткое переборное решение, – ошибка составителей. Видимо, они не подумали об этом "чёрном ходе". Эту мысль подтверждает косвенно и то обстоятельство, что в присланном решении задачи № 1 для 10 класса предлагалось перебрать 248 чисел!

Разумеется, такие задачи решаются составлением уравнения. Всё понятно... Но!
В присланном решении устанавливается, что возраст Вовочки 4 или 22 года (соответственно, год рождения 2002 или 1984). Но это не так!

1) Если Вовочка родился в 1979 году, то если в 2006 году (до дня его рождения!) его спросить, сколько ему лет, он честно ответит, что 26 - это в точности сумма цифр его года рождения.

2)Если 4-летний Вовочка, отвечая на вопрос о возрасте, сказал, что его возраст равен сумме цифр его года рождения, то Вовочка – математический вундеркинд! Можно сказать, конечно, что, решая математическую задачу, мы не должны думать, например, о вопросах биологии. Но это весьма сомнительное заявление, когда речь касается не абстрактных объектов, а живых мальчиков. Мне вспоминается одна олимпиада, на которой некоторые участники писали в ответе следующее: маме 15 лет, её сыну 7 лет, её дочке 13 лет. Что же: и такой ответ принимать решением задачи? Есть такие понятия в математике как "посторонний корень", "постороннее решение". Если вы, решая задачу про летящий самолёт и едущего велосипедиста, получите скорость самолёта 3 км/ч, а скорость велосипедиста 170 км/ч, то как вы отнесётесь к такому результату? Напишите его в ответ?
Возвращаясь к Вовочке-вундеркинду, замечу, что если бы у нас получилось, что возраст Вовочки 679 лет или –32 года, то такие решения мы бы объявили посторонними. А если бы оказалось, что 1 год – один из ответов? А что делать с 4-летним гением?

Не знаю, кто составитель присланных задач. Но в любом случае никоим образом не хочу ни этим, ни дальнейшими замечаниями кинуть тень на областное жюри. Любому здравомыслящему и компетентному в вопросах олимпиадной работы человеку понятно, что не всегда условия задач получаются безукоризненными. Случаются неточности, бывают и откровенные ошибки.
В прежние годы, рассылая решения, областное жюри надеялось, что они попадают к понимающим математику людям. Беда происходит, когда решение читает, выражаясь политкорректно, не очень компетентный человек. А когда чиновники не показывают никому присланные решения до начала проверки, то начинается такая дурь, что хоть святых выноси!
Последний раз редактировалось PSP Пн, 04 дек 2006, 13:55, всего редактировалось 4 раза.

Юля Абдалова.
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Ср, 14 дек 2005, 20:48

Сообщение Юля Абдалова. » Пн, 27 ноя 2006, 15:26

Мне кажется, что первая задача про политиков еще смешней. :roll:
Обрати лицо к солнечному свету и ты не увидишь тени.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

Маня
Сообщения: 67
Зарегистрирован: Вт, 17 янв 2006, 15:42
Контактная информация:

Сообщение Маня » Пн, 27 ноя 2006, 17:17

Да уж, задачки были просто высший класс. :roll:

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пн, 27 ноя 2006, 19:47

Разбор задач соизволили назначить в школе № 2 на 29 ноября 2006 г. в 14.30. Причём, разбор будет идти одновременно в трёх аудиториях.
Будет ли во всех классах апелляция - большая загадка.
Для 10 класса, чьи работы проверяла Л. Н. Рысева, апелляция точно будет. А вот председатель жюри Васильева всячески не желала проводить даже разбор задач в 9 классе - работы именно этого класса она проверяла.

FrozeN~Dc~
Сообщения: 255
Зарегистрирован: Вс, 17 апр 2005, 14:42
Откуда: СПбГУ ИТМО
Контактная информация:

Сообщение FrozeN~Dc~ » Пн, 27 ноя 2006, 20:34

а результаты?
Школа №6-forever!!

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пн, 27 ноя 2006, 22:21

FrozeN~Dc~ писал(а):а результаты?
Результаты есть у Н. И. Васильевой. А у меня их нет.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Вт, 28 ноя 2006, 11:18

9 класс. Задача № 5.
Из трёхзначного числа вычли сумму его цифр. С полученным числом проделали то же самое и т. д. Какое число получилось в результате?


Всё достаточно просто, если начальное трёхзначное число a(0) < 910:
после первого шага получится число a(1) < 973, а на каждом следующем шаге вычитается хотя бы 9, значит, a(100) = 0.

Случай же a(0) > 909 менее тривиален. Идея доказательства: объяснить тот факт, что в такой ситуации хотя бы 9 раз сумма цифр оказывается равной 18. В присланном "из области" решении это объясняется дословно так: "Это будет происходить каждый раз при переходе через сотню: 891, 792, … , 189, 99". Если бы я прочитал такое объяснение у школьника, оценил бы его лишь в 1 балл. Просто по той причине, что это даже идеей назвать трудно.

Во-первых, странное словечко "через" (знаете, как в автобусе: "Выхожу через остановку").

Во-вторых, что вообще означает выражение "при переходе через сотню"? Может быть, ситуацию, когда некоторое a(i) принадлежало одной сотне, а следующее a(i+1) принадлежит уже другой? Но пусть, например, a(i) = 603, тогда a(i+1) = 594: при переходе числа из 7-ой сотни в 6-ю число уменьшилось не на 18, а на 9.

Просто прихожу в ужас, представляя, как таким решением руководствовалось лужское жюри при оценке работ школьников. Мне памятны случаи, когда самым веским аргументом в споре оказывался такой: "Смотрите, в присланном решении это тоже не доказывается!"
Последний раз редактировалось PSP Пн, 04 дек 2006, 13:56, всего редактировалось 1 раз.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Вт, 28 ноя 2006, 11:55

FrozeN~Dc~ писал(а):а результаты?
Ходят слухи, что результаты очень "кислые".
Впрочем, удивляться нечему: не пускают тех школьников, которые хотят участвовать в олимпиаде и в то же время насильно затаскивают на олимпиаду тех, для кого математика - просто "один из предметов".

При этом имеют место два эффекта:
1) гробится (вместо того, чтобы поддерживать) интерес к математике у тех, у кого он есть:
2) прививается отвращение тем, у кого ранее было к математике только безразличие.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6447
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Вт, 28 ноя 2006, 13:05

10 класс. Задача № 1.
Найдите все трёхзначные числа, которые в 13 раз больше суммы своих цифр.


Думаю, всем понятно, что это стандартная задача. И решается она стандартно. Но стандартное её решение в присланном "из области" пакете содержалось под номером 2. А в качестве первого (надо понимать – основного) решения было приведено вот что (цитирую):

"Решение 1. Трёхзначное число, которое в 13 раз больше суммы своих цифр, делится на 13. Так как сумма цифр трёхзначного числа не превосходит 27, все искомые числа меньше, чем 27•13 = 351. Перебирая трёхзначные числа от 104 = 8•13 до 351, находим все три искомые числа. Перебор можно сократить, если заметить, что у чисел, не превосходящих 351, сумма цифр не больше 2+9+9 = 20 и потому достаточно перебрать числа до 20•13 = 260."

Оставим в стороне вопрос о том, каким ветром занесло эту задачку для 5-6 класса на районную олимпиаду 10 класса, и обратим внимание на совет перебрать все трёхзначные числа от 104 до 351. Представляете себе перебор на олимпиаде 248 чисел?! И что же должен написать участник олимпиады, которому придёт в голову решать эту задачу именно так? "Я перебрал все числа от 104 до 351 и нашёл, что годятся только 195, 156, 117"? И это будет считаться решением задачи?! Конечно, можно попробовать догадаться, что тот, кто писал решение, имел в виду не все числа, а только те, которые делятся на 13. Но написано то, что написано. И именно таким решением руководствовалось Лужское жюри при проверке работ (и не только Лужское!). Не удивлюсь, если 7 баллов ставились, например, за такое решение: "Я перебрал все числа от 100 до 999 и нашёл, что годятся только 195, 156, 117".

Но даже при этом допущении остаётся вопрос: про каждое из 20 чисел, кратных 13 и лежащих в диапазоне от 104 до 351, надо писать, почему оно годится или не годится? Или можно написать, как и советуют: "Я перебрал все числа и нашёл только эти"? И, конечно, главный вопрос: зачем нужна на олимпиаде 10 класса задача, которая допускает решение уровня 5 класса?
Последний раз редактировалось PSP Пн, 04 дек 2006, 13:57, всего редактировалось 2 раза.


Вернуться в «Новости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей