Сообщение PSP » Пн, 28 ноя 2005, 23:30
Одарённые или обдурённые?
Часть 3. Сегодня самый лучший день.
Районная олимпиада 9, 10, 11 классов была намечена на 10 ч. 25 ноября 2005 г. Члены жюри собрались, как и обычно, заблаговременно, чтобы принять участие в „священнодействии” – процессе вскрытия запечатанного конверта, присланного „из области”, в котором находятся условия и решения олимпиадных задач. Но ни в 8.30, ни в 9 часов никто из начальников не появился. У некоторых членов жюри даже возникло сомнение: а не перенесли ли олимпиаду на какой-то другой день?
Около половины десятого начальство появилось – пришли М.Н. Сугакова и Т.П. Рыбалко. Слово взяла Сугакова. Она сообщила, что есть приказ по Лужскому отделу образования №124 от 17.10.2005 (подписан и. о. зав. отделом В.С. Ивановым), которым утверждено некое положение о порядке проведения олимпиады. Оказалось, что это уже не то положение, которое демонстрировалось накануне утром председателю жюри и автору. Теперь в нём появился пункт о вскрытии конверта с заданиями накануне работниками ИМЦ (о председателе жюри ни слова!) „Мы всё сделали по приказу!” – торжественно произнесла заведующая. Утверждать не берёмся, но, похоже, опоздание чиновников было связано как раз с „рождением” этого приказа. „Роды”, судя по задержке, было мучительными, и „ребёнок” появился на свет существенно позже срока.
Сугакова сообщила и то, что Рыбалко – председатель оргкомитета олимпиады, и именно она „здесь всем распоряжается”. А кто члены оргкомитета? А кто вскрывал конверт? В чьём присутствии? А где протокол вскрытия? На вопросы чиновники реагировали нервозно. Председатель жюри получила встречный вопрос от Сугаковой: „А какое право вы имеете задавать мне вопросы? На каком основании вы позволяете себе задавать мне какие-то вопросы?” Автору думается, что на основании Конституции РФ, гарантирующей гражданам России свободу слова. Или не только приказ министра образования, но и Конституция „нам не указ”?
Автор попытался сослаться на министерский приказ, показав его членам жюри. Но в ответ последовала махровая по своей грамотности и убийственная по сути реплика члена жюри Н.И. Васильевой (учителя математики школы №6): „Ваш этот приказ 2003-го года!” И в глазах её читалось готовое вырваться продолжение: „А наш приказ 2005-го года!” Эта трудолюбивая женщина, готовая работать в жюри столько, сколько надо, и что-то понимающая в математике, не просто демонстрировала юридическую безграмотность. Похоже, она ею гордилась! А какие тут могут быть сомнения: ведь ещё Грибоедов в „Горе от ума” говорил устами Чацкого: „Что старее, то хуже”. Ваш приказ 2003-го года, а наш 2005-го. Подумаешь – министр! А у нас Сугакова и Иванов!
В общем, после безвременной кончины зав. Лужским отделом образования О.И. Столяровой в сфере образовании у нас имеет место не вертикаль и даже не горизонталь власти, а, скорее, её диагональ, указывающая, как известно два направления. Впрочем, каждое из них – в угол.
А далее на олимпиаде происходили фарс, комедия, трагедия и дешёвый водевиль одновременно...
Когда школьники расходились по аудиториям, на полу они обнаружили какие-то три листа. Их быстренько забрали, не дав школьникам подобрать их. Происходило всё это на глазах Рыбалко. Листы принесли в комнату жюри. Сугакова, даже не видя их содержания, громогласно объявила: „Подмётные письма!” При рассмотрении оказалось, что это – условия и решения каких-то задач 9, 10 и 11 классов. Председатель оргкомитета Рыбалко развернула свой свёрток, вынула из него листочки с текстами задач для районной олимпиады. И вот тут-то члены жюри и увидели, что в „подмётных письмах” были не просто задачи, а в точности олимпиадные задания. А при внимательном рассмотрении оказалось, что правильными были не только условия, но и решения задач. Откуда это взялось, если так тщательно всё было вскрыто, размножено и упаковано накануне? Риторический вопрос.
По окончанию криков, визга и движений душ и тел, трудно поддающихся описанию, чиновники объявили, что это „утечка” не от них, а, быстрее всего, „из области”. Но, думается, дело тут не в „области”. И не в инопланетянах. И даже непорочное зачатие тут ни при чём. Но, несомненно, порочность здесь присутствовала. Порочной явилась попытка (сознательная или от небольшого ума – неважно) развалить ту работу с одарёнными школьниками, которая ведётся в Луге многие годы. Ту работу, которая началась ещё тогда, когда ни Сугаковой, ни Рыбалко ещё и в Луге-то не было (да и самого ИМЦ не существовало). Порочна система, при которой командовать пирожниками назначаются сапожники, а верховодить сапожниками – пирожники. Порочна, в первую очередь, потому, что эта система неизбежно (и очень быстро!) приводит к неразличимости пирогов и сапог. При этом обдурённые одарённые дети оказываются обутыми в сапоги всмятку и жующими резиновые пироги.
В предыдущие годы участникам олимпиады в самом начале раздавались маленькие анкеты, в которых они указывали свои данные. В этом году Рыбалко выдала какие-то свои странного вида листочки, попросив детей написать на них только фамилию, имя, школу и класс. О том, что необходимо собрать информацию о домашнем адресе и номере телефона ей даже и в голову не пришло. А зачем? Ведь Татьяна Петровна никогда не занималась никакой дальнейшей работой с участниками, призёрами и победителями олимпиад: не разбирала задачи, не анализировала допущенные ошибки, не готовила к следующим этапам, не ездила с ними на математические соревнования в другие города.
Автор решил восполнить эту недоработку и раздал детям заготовленные заранее анкетки, в которые попросил написать школьников недостающую информацию. Приходят на ум слова из песни В. Высоцкого: „Тут поднялся галдёж и лай…”. Упоминавшаяся выше Н.И. Васильева отобрала у детей анкетки и потребовала, чтобы автор этих строк вышел из класса. Прибежали Рыбалко с Сугаковой и стали настаивать на том же. На объяснения того, зачем это нужно, они заявили, что вызывают милицию… Но, оказывается, автору книги ещё повезло. Председателя жюри Рысеву просто не пустили в один из кабинетов, заявив, что она не имеет на то права. Увы, того самого „старого попугая”, который в песне Высоцкого „крикнул из ветвей”, не нашлось. Почему? Ответ дан давно Николаем Эрдманом в его пьесе „Самоубийца”: „Что может подумать живой, может высказать только мёртвый”. Но, слава Богу, на олимпиаде все были живыми.
Забыла Рыбалко сделать не только это. Она не дописала на листках с заданиями (их школьники после олимпиады уносят домой) информацию о месте и времени разбора задач, апелляции и подведения итогов. А зачем? В ряде районов Ленинградской области такого отродясь не было. И нам не надо. Баловать ещё! Пришлось автору пройтись по всем кабинетам и написать эту информацию на доске. Было приятно, что за это в милицию сдавать не пытались.
Милиция, конечно, не приехала. Зато заведующей ИМЦ Сугаковой удалось вызвать в школу и.о. зав. Лужским отделом образования В.С. Иванова. Появился он в тот момент, когда напряжённость несколько спала: Рысева, Рыбалко и автор этих строк мирно пили чай. Пил с ними чай и выпускник математико-механического факультета СПбГУ А.С. Рыжков – его председатель жюри пригласила для помощи в проверке работ, да и вообще в проведении олимпиады. Рыжков – человек в этом деле опытный: в ЗМШ учился, сам участвовал в олимпиадах, многократный их победитель, во всех Лужских ЛМШ работал, а за победу в Международном математическом турнире городов был даже приглашён на конференцию в Гамбург, где также был награждён дипломом.
Рысева предложила Иванову присоединиться к чаепитию, но исполняющий обязанности заведующего отделом образования был настроен решительно. Он указал на Рыжкова и поинтересовался: „Кто этот молодой человек и что он тут делает?” Председатель жюри ответила: „Это Александр Сергеевич Рыжков. Он чай пьёт”. Начальник разрешил Рыжкову пить чай.
Иванов был очень возмущён фактом обнаружения условий и решений олимпиадных задач, так тщательно охраняемых информационно-методическим центром даже от председателя жюри (или, может быть, только?) Он забрал два листа из трёх найденных, пообещав написать докладную председателю Комитета общего и профессионального образования области.
Затем Иванов занялся выяснением вопроса: что себе позволяет член жюри С.П. Павлов? Собирает информацию о домашних адресах участников! По какому праву? Возмущался Иванов столь вдохновенно, что автор чуть не почувствовал себя японским разведчиком, собирающим строго секретную стратегическую информацию. Он попытался объяснить Иванову, зачем это надо, даже показал эту маленькую анкетку. Чиновник выслушал и, кажется, искренне удивился: „Зачем? Вам всё это дадут в ИМЦ!” Автор напомнил, что ИМЦ как раз и забыл эту информацию собрать. „Ну и что? Они всё выяснят по школам и вам сообщат!”
А анкеточку Иванов вежливо попросил разрешения взять с собой. Автор любезно её подарил ему: ведь человеку она нужна для доказательства, как тут откажешь! Возможно, есть желание провести экспертизу для установления того, а не на одном ли и том же принтере печаталась эта анкетка и „подмётные письма”. В общем, пусть маленький подарок автора послужит делу развития работы с одарёнными школьниками, о которых так пекутся начальники!
Кстати, во время своего пятнадцатиминутного присутствия в школе Иванов весьма прозрачно намекнул автору, что его (автора, а не Иванова) могут и не пустить впредь на олимпиаду, а председателю жюри Рысевой сказал, что если её как председателя жюри тут что-то не устраивает, то „можно и ротацию жюри провести, у нас много молодых способных учителей”. В общем, не зря приходил Владимир Сергеевич: материалы для дальнейшей работы с одарёнными школьниками получил, порядок навёл, виновных назначил и предупредил.
Иванов ушёл, олимпиада продолжалась. Условие задачи №3 для 9 класса оказалось странным. Но чтобы понять замысел составителей, необходимо было посмотреть в присланное решение. Но оно было запечатано и не подлежало вскрытию до окончания олимпиады. И даже председателю жюри нельзя было взглянуть на него! Такая вот конспирация!
Последний раз редактировалось
PSP Чт, 19 янв 2006, 14:05, всего редактировалось 2 раза.