Какие бывают маткружки

Модератор: модераторы

МВД

Какие бывают маткружки

Сообщение МВД » Сб, 02 июл 2005, 22:48

Эта тема продолжает темы "Как учить математике?" и "Какие бывают матшколы (и матклассы)"
Мне известны, по крайней мере, три типа математических кружков.
1. Кружок школьного учителя. Учитель дает "задачи повышенной трудности" из своей методички или из журнала "Математика в школе". Тематика не отходит далеко от школьной программы. Как показывает опыт, такие занятия обычно помогают лучше учиться в школе и подготовиться к вступительным экзаменам в технический вуз.
2. Кружок в духе Пойи. Известный математик Дьердь Пойа (он же Георг Полиа) написал три замечательных книги по методологии решения задач с примерами, доступными школьникам: "Как решать задачу", "Математическое открытие", "Математика и правдоподобные рассуждения". Там даются серии задач, которые могут быть решены на основе единой методологии. Мое внимание на эти книги обратил Андрей Леонидович Лихтарников - мой наставник по преподаванию в ЮМШ и ЛМШ - и в студенческие годы, когда я вел кружки, в основном придерживался этой методологии, сам стал строить такие серии, это, помогло и в научной работе. Занятия "по Пойе" идут легко, отсев в кружке маленький. Структура занятия отличается от того, что написано на этом сайте в разделе "Как учить математике?" - чтобы ученикам стал привычен метод Пойи, надо много задач решать вместе с ними "хором", а не давать для самостоятельного решения. Уже когда перестал вести кружки, я "встретился" с методом Пойи еще раз в 1992 году в США, когда наткнулся на объявление в Питтсбургском университете: "Объявляется набор школьников на летний курс по книге Пойи "Как решать задачу". Курс бесплатный, книга выдается бесплатно, но взамен ученики должны в течение нескольких часов участвовать в экспериментах на факультете психологии".
3. Кружок по московской системе (хочется сказать "по системе Константинова" - см. тему "Как преподавать математику?") Небольшой объем вводного лекционного материала плюс большое колическтво задач для самостоятельного решения, причем содержащих самостоятельный вывод важных теоретических утверждений. И сплошной контроль за решением с привлечением студентов-ассистентов. Это позволяет сделать кружок огромным: хоть 50, хоть 100 учеников (конечно, потом он сократится, сам или не без помощи руководителей). Последние годы (или уже десятилетия?) по этой схеме работают многие кружки в Петербурге, в частности Центр математического образования при 239 школе, возглавляемый Сергеем Евгеньевичем Рукшиным. Отличие от того, что делают москвичи, у питерцев в том, что питерцы больше ориентируются не на движение в определенных темах, а на успех в олимпиадах высокого уровня и действительно добиваются этого успеха, вместе с тем, питерские кружки сегодня - это хорошо налаженный механизм очень серьезной и фундаментальной математической подготовки. Прочитать подробно про кружки Рукшина и кое-что еще про ленинградские и петербургские математические кружки можно в статье выпускника этих кружков - доцента кафедры алгебры СПбГУ И.Б.Жукова http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/14/ (ссылку указал ОИ), но эта статья - вершки, а кто хочет посмотреть корешки - зайдите на сайт, где общаются преподаватели и выпускники питерских математических кружков http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=matkruzhok

ОИ
Преподаватель ЛМШ
Сообщения: 156
Зарегистрирован: Чт, 08 янв 2004, 13:25
Откуда: Курган
Контактная информация:

Re: Какие бывают маткружки

Сообщение ОИ » Вт, 06 сен 2005, 16:08

МВД писал(а): Последние годы (или уже десятилетия?) по этой схеме работают многие кружки в Петербурге, в частности Центр математического образования при 239 школе, возглавляемый Сергеем Евгеньевичем Рукшиным.
А разве сейчас Центром матобразования руководит не Голованов?
Или я ошибаюсь?
Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг...

МВД

Re: Какие бывают маткружки

Сообщение МВД » Чт, 08 сен 2005, 19:42

ОИ писал(а):А разве сейчас Центром матобразования руководит не Голованов? Или я ошибаюсь?
Нет, в Петербурге подобными центрами руководят публично известные люди. Вот из статьи о Сергее Евгеньевиче Рукшине в "Лит. газете" http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg ... rt11_1.htm Кстати, никак не могу с кем-то, упомянутым там, согласиться, что "99 процентов..." Сергея Евгеньевича я знаю лет тридцать, баек тоже могу рассказать о нем много и встречам с ним очень рад, а последний год мой сын занимался в кружке, соруководителем которого был Сергей Евгеньевич, и хотя уровень этого кружка не для простого смертного, впечатления только самые лучшие --------------------------------------------------------------------------------

“...К моменту, когда это рыжее чудовище окончило школу, математические кружки в Ленинграде переживали не лучшую свою пору. Он принял эстафету и сумел довести систему кружков до высочайшего уровня и потому считается сегодня отцом-основателем ее, и это признают даже те, кто ненавидит его самой лютой ненавистью, а таковыми являются 99 процентов людей, имеющих отношение к этому делу...”

Такой удивительный дифирамб в адрес руководителя Санкт-Петербургского Математического центра образования школьников, докторанта питерского Педагогического университета Сергея Евгеньевича Рукшина я услышала от его ученика и соратника, к упомянутым 99 процентам явно не относящегося.

“Чудовищу” едва за сорок. У него приятное, горделивое лицо. Свой первый математический кружок он набрал, когда сам был еще школьником, поэтому выглядит и по сути является ровесником первой плеяды своих учеников. Его успехи в работе с одаренными детьми блестящи и неопровержимы: более 50 воспитанников Рукшина стали победителями международных олимпиад – в основном по математике, а также по физике и химии. Разработанная им система математического образования детей широко распространилась по России и великолепно работает там, где находятся достаточно сильные последователи.

Но не менее легендарен и характер этого человека, о котором всякий соприкоснувшийся с ним наверняка расскажет вам свою байку. Я же приведу в пример лишь один, зато весьма существенный факт, имеющий последствия, можно сказать, государственного масштаба.

Два года назад Рукшин вынужден был уйти из жюри Всероссийской математической олимпиады школьников и больше не тренирует команду России для участия в международных олимпиадах. Теперь он занимается с командой Казахстана. В результате юные казахские математики из конца первой сотни взлетели в первую десятку и уже претендуют на место в первой ее половине...


Вернуться в «Поговорим о математике...»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 128 гостей