ДУРДОМ.

Модератор: модераторы

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

ДУРДОМ.

Сообщение PSP » Ср, 02 апр 2008, 20:55

Разумеется, не следует ходить на те олимпиады, которые, вместо того, чтобы развивать математические способности, губят их. Есть ли такие? Увы, есть.
19 марта 2008 года в Луге для школьников 5-8 классов прошло действо под названием „Лужская районная математическая олимпиада”. Возможно, она была Лужской и районной, но уж точно не была математической олимпиадой. Районная олимпиада – это ведь праздник знаний, на который приходят те, кому интересна математика. На это же мероприятие явиться должны были исключительно по разнарядке по 2 человека от каждой школы. Чиновников, организовавшимх это нечто, видимо, не интересовало, сколько в какой школе детей, интересующихся математикой. По два!
Любому педагогу (да и вообще здравомыслящему человеку) понятно, что разбирать работу, которую выполнил ученик, следует после того, как работа проверена, а не до того. На этом же мероприятии сделали это сразу после сдачи работ детьми. Обязательной частью проведения олимпиады является сообщение школьникам результатов (сколько набрано баллов за каждую из задач) и показ работ, чтобы все несогласные с проверкой могли осуществить своё право на просьбу о пересмотре проверки работы, т. е. на апелляцию. Этого права детей лишили. Более того: дети так и не узнали, сколько же баллов у них за каждую из задач. А зачем? Чиновникам не нужна лишняя головная боль! Мероприятие проведено, галочка поставлена. А то, что школьники ничему не научились, – не важно. Цели-то иные.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Ср, 02 апр 2008, 21:06

Теперь о чисто математической дурости, т. е. о самих задачах. Объясним на конкретных примерах задач, которые пришлось решать детям, каким образом непрофессионализм и математическая малограмотность вредят математическому образованию школьников.

5 класс.
Задача № 1. „Вместо звёздочек поставь нужные цифры в равенстве ** •* – * = 1.”
Не обращая внимания на вульгарное „поставь” (вместо принятого у вежливых людей „поставьте”) и не очень ароматное слово „нужные”, отметим, что у этой задачи далеко не единственное решение. Школьникам же на „разборе” беззастенчиво вещали, что решение одно: 10•1–9 = 1. Но это, разумеется, неправда. Есть ещё много решений, например, 02•1–1 = 1, 03•2–5 = 1, 03•3–8 = 1, 05•1–4 = 1, 05•2–9 = 1. Но в выданных членам жюри решениях говорилось, что решение только одно. А члены жюри, не задумываясь, тиражировали это неправильное утверждение на бедных детей, которые думали, что „если тётя так сказала, то это правильно”. Обучение математике подменено приучаемостью к чинопочитанию.

Задача № 3. „В 2008 году деду и внуку исполнилось столько лет, сколько выражают последние две цифры года их рождения. Сколько лет исполнилось каждому в 2008 году.”
Мероприятие, о котором я рассказываю, проходило под эгидой Лужского информационно-методического центра. Видимо, там не нашлось специалиста-методиста, который знал бы, что в задаче по математике либо вопрос задаётся, либо требуется что-то найти, доказать и т. п. Впрочем, возможно, у специалистов нелады с русским языком, и они забыли, что в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Если кто думает, что это пустяк, то не соглашусь. Речь ведь не о надписи в туалете, а об образовании детей, которые очень легко впитывают любого рода глупости.
А что значит „цифры выражают”? Видимо, составители задачи думали, что пятиклассники – народ изобретательный, что-нибудь придумают.
Но если бы у организаторов этой „олимпиады” нелады были только с русским языком, то было бы не так уж и плохо…
Если придерживаться условия, получается, что в 2008 году и деду, и внуку исполнилось одно и то же число лет. Н-да… Видимо, и с биологией не всё хорошо у специалистов-методистов…

Задача № 4. „Четверо ребят – Алёша, Кирилл, Ваня, Гриша – соревновались в беге. После соревнований каждого из них спросили, какое место он занял…” (и далее по тексту известной задачи, сотни раз опубликованной в различных книжках).
Зачем давать на олимпиаде такую „бородатую” задачу? Думается, ответ прост: составители варианта её увидели перед олимпиадой впервые.

Задача № 5. „Дама сдавала багаж, диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Диван весил столько же, сколько чемодан и саквояж вместе. Картина, корзина и картонка весили поровну, причём каждая из них – больше, чем собачонка. Когда выгружали багаж, дама заявила, сто собака не той породы. При проверке оказалось, что собака перевешивает диван, если к ней на весы добавить саквояж или чемодан. Справедлива ли претензия дамы?”
Как же прав был классик, говоря, что бесконечность он может представить, только думая о человеческой глупости! Ну, скажите, как можно в здравом уме и трезвом рассудке на основании приведённых данных ответить на вопрос о справедливости претензии дамы? Но специалисты-методисты в Луге умеют взвешиваниями определять породу собаки!
Распечатанное решение задачи оформлено таким образом: Ч+С = Д, М+С = Д ⇒ М > Ч и т. д. Такое решение члены жюри „двигали в массы” пятиклассников. Что дети поняли – вопрос риторический. Ужаснее другое: процесс умных рассуждений заканчивается так: „…M > K, но по условию K > M. Получили противоречие, значит, претензия дамы справедлива”. Есть только одно слово, которым всё это можно охарактеризовать: ДУРДОМ. Кошмар в том, что эту дурь „специалисты” вбивают в головы детей.
Последний раз редактировалось PSP Ср, 02 апр 2008, 22:06, всего редактировалось 1 раз.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Ср, 02 апр 2008, 22:05

6 класс.
Задача № 1. „Найти такую дробь, которая не изменится от прибавления к числителю 30, а к знаменателю 40.”
Решение, которое специалисты из жюри рассказывали школьникам, выглядело дословно так: „Пусть искомая дробь a/b. Тогда, согласно условию имеем (a+30)/(b+40) = a/b, откуда 30b = 40a, следовательно, a/b.”
Не будем останавливаться на моментах, которые не оставляют сомнений ни во внимательности составителей решения, ни в знании ими правил пунктуации. Обратим внимание на математическую сторону решения. Тот, кто работает с шестиклассниками, должен понимать, что для них провести преобразование уравнения (a+30)/(b+40) = a/b к уравнению 30b = 40a – задача практически нереальная. Что, впрочем, и показала олимпиада.

Задача № 5. „Решите уравнение 1/x + 1/y + 1/z = 1 в натуральных числах.”
С моей точки зрения, это – ещё одна задача, совершенно недоступная лужским шестиклассникам. Решение, которое члены жюри должны были донести до ума участников, было изложено на уровне 7-8 класса (симметричность вхождения неизвестных в уравнение; не умаляющее общности предположение xyz; оценки сверху суммы двух дробей).
Последний раз редактировалось PSP Пн, 07 апр 2008, 8:56, всего редактировалось 1 раз.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Ср, 02 апр 2008, 23:01

7 класс.
Задача № 1. „Разделить число 7812 на шесть частей так, чтобы отношение каждой части к последующей было равно 1/5”.
Формулировка – просто образчик безграмотной математической речи! Во-первых, числа не делят на части (в отличие, например, от геометрических фигур, шоколадок, яблок и т. д.). Не стоит сильно удивляться, если кто-то из семиклассников решил, что части 7812 – это цифры 7, 8, 1, 2. Но где же ещё две части? Во-вторых „отношение частей” – ещё один безграмотный оборот (даже нельзя говорить об отношении частей треугольников, а можно, например, об отношении площадей или об отношении периметров). В-третьих, что значит „последующая часть”? Говорить о предыдущих и последующих объектах можно лишь в том случае, если указана их последовательность (нумерация). Кто и как нумерует загадочные части числа? Видимо, специалисты-методисты, имеющие последущие пробелы в предыдущем математическом образовании…

Задача № 2. „В квартире 10 лампочек. Сколько существует различных способов освещения квартиры? Два способа освещения считаются различными, если они отличаются состоянием хотя бы одной лампочки.”
И что же крупные „специалисты” в области олимпиад хотели выяснить, давая эту задачу? Для тех, кто изучал комбинаторику, это – элементарное и стандартное упражнение. Для семиклассников, не изучавших её, – „гроб”. Такую задачу надо давать на контрольной работе, а не на олимпиаде. Впрочем, когда задачи просто переписываются из сомнительных книжек, попавшихся случайно под руку, „специалистам” не до того, чтобы думать над такими вопросами… Например, им даже в голову не пришло, что в 7 классе уже изучают геометрию, и среди 5 задач должны быть хотя бы одна с некоторым геометрическим содержанием.
А в решении у этих спец-методистов написано вот что: „Вопрос задачи можно переформулировать так: «Сколько различных десятизначных чисел можно составить из цифр 1 и 0?» Надеюсь, вы понимаете, что это глупость. Может быть, кто-то даже сумеет объяснить это лужским „специалистам” по математическим олимпиадам.

Задача № 4. „Двенадцать человек несут двенадцать хлебов. Каждый мужчина несёт по два хлеба, женщина – по хлеба, ребёнок – по хлеба. Сколько было мужчин, сколько женщин и сколько детей?”
Если бы надо придумать задачу более „бородатую”, чем эта, то, видимо, было бы очень трудно сделать это. Такая задача даже в школьных учебниках есть!
Но это ещё не всё! Решение жюри содержит фразу: „Так как в условии задачи не сказано, должны ли обязательно присутствовать и мужчины, и женщины, и дети, то по решению жюри верным ответом можно считать: мужчин 4, женщин 8, детей 0.” Надо же! По решению жюри! Мне памятен случай, когда чуть было ни поставили на голосование вопрос о том, делится ли 0 на 0. В общем, в Луге по-прежнему действует универсальный способ определения истинности математического утверждения – голосование членов жюри.
Последний раз редактировалось PSP Сб, 12 апр 2008, 13:42, всего редактировалось 4 раза.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Чт, 03 апр 2008, 13:05

8 класс.
Задача № 2. „Составьте уравнение с целыми коэффициентами, корни которого были бы соответственно равны квадратам корней уравнения 2x^2-5x+1 = 0”.
Задание „составьте” означает „составьте все”. Но, разумеется, это тонкости математической культуры, отсутствие которой явно присутствовало на этом математическом безобразии и выпирало отовсюду. В решении у жюри решается иная задача – находится (выводится!) пример квадратного уравнения, удов¬летворяющего условию задачи. Но если достаточно примера, то к чему его вывод? Полага., что над этим даже и не задумывались те, кто проводил это мероприятие. Одни из них бездумно списали что-то с какой-то книжки (возможно, пропустив некоторые слова), другие – столь же бездумно это оттарабанили детям. Быстро и удобно!

Задача № 3. „Доказать, что (x^2+y^2)/(x-y)>=2*sqrt(2), если xy = 1, x > y > 1.”
Капитальнейший „гроб” для лужских восьмиклассников! Доказательство неравенств – вообще сложная тема. Вдобавок к этому, в школьном курсе (z ведe речь о лужских школах) её занимаются кое-как, в результате чего даже старшеклассники с доказательствами неравенство справляются очень плохо, о чём убедительно свидетельствуют результаты районных и областных олимпиад. Так нет! Такую задачу специалисты-методисты предлагают восьмиклассникам.
Решение жюри выглядит весьма забавно. Начинается оно так: „Один из способов решения: ab равносильно ab ≥ 0”. После этого ни разу в тексте решения не встречается ни a, ни b. Это, видимо, эпиграф такой. А само решение устроено на замене xy = t и исследовании знака так называемого дробно-рационального выражения.

Задача № 4. „Из двух пунктов A и B, расстояние между которыми 105 км, выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста…” (и далее по тексту – сколь скучнейшая, столь же стандартнейшая задача).
Зачем превращать олимпиаду в контрольную работу по теме „Задачи на движение?”

Задача № 5. Вполне нормальная задача по геометрии (даже её условие переписано с книжки добросовестно, без ошибок и нелепостей). Но решение жюри выглядит так, словно специалисты-методисты никогда не видели, как оформляют решения геометрических задач. Оно таково:
„1. Продолжим отрезок… Следовательно, DK = FD.
2. DE = FC/2 как средняя линия…
3. Доказать, что DM = DE/2.
Вывод: DM = FC/4”.
Впрочем, возможно, они и вправду много чего не видели. Как говорится, грех обижаться… Но детей всё-таки очень жалко!
Последний раз редактировалось PSP Пн, 07 апр 2008, 8:50, всего редактировалось 1 раз.

3Иван...3
Сообщения: 86
Зарегистрирован: Пн, 08 авг 2005, 10:53
Откуда: 239-10-1
Контактная информация:

Сообщение 3Иван...3 » Чт, 03 апр 2008, 13:34

PSP писал(а):7 класс.
Задача № 1. „Разделить число 7812 на шесть частей так, чтобы отношение каждой части к последующей было равно .”
Не стоит сильно удивляться, если кто-то из семиклассников решил, что части 7812 – это цифры 7, 8, 1, 2. Но где же ещё две части?
ну можно, например, восьмёрку пополам на два нолика разделить, вобщем, у кого как фантазия работает, тот так эту задачу и решает =)
Видимо, "методисты" не смогли переписать грамотно ни решения задач (что ужасно, ведь жюри с этими "образцами" и сверяло работы. Чего только стоит задача про лампочки, с её абсолютно неверной переформулировкой!), ни даже условия!

„Разделить число 7812 на шесть частей так, чтобы отношение каждой части к последующей было равно .”
А это вообще эталон математической безграмотности, вмемориз! :twisted:

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Чт, 03 апр 2008, 16:15

Иван... писал(а):
„Разделить число 7812 на шесть частей так, чтобы отношение каждой части к последующей было равно .”
А это вообще эталон математической безграмотности, вмемориз! :twisted:
Прошу прощения. При копировании формула, естественно, не скопировалась. Там было указано, что равно 1/5. Правда, это не делает формулировку аккуратной.

3Иван...3
Сообщения: 86
Зарегистрирован: Пн, 08 авг 2005, 10:53
Откуда: 239-10-1
Контактная информация:

Сообщение 3Иван...3 » Вс, 06 апр 2008, 20:48

PSP писал(а):Задача № 1. „Вместо звёздочек поставь нужные цифры в равенстве ** •* – * = 1.”
Вроде как, здесь под "**" имеется ввиду двузначное число, которое не может начинаться с нуля...

PSP писал(а):6 класс.
Задача № 1. „Найти такую дробь, которая не изменится от прибавления к числителю 30, а к знаменателю 40.”
Решение, которое специалисты из жюри рассказывали школьникам, выглядело дословно так: „Пусть искомая дробь a/b. Тогда, согласно условию имеем (a+30)/(b+40) = a/b, откуда 30b = 40a, следовательно, a/b.”
Следовательно, а/b=3/4? =)

PSP писал(а):Задача № 3. „Доказать, что (, если xy = 1, x > y > 1.”
И какое же непосильное лужским восьмиклассникам неравенство требуется доказать? :)

Влад
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: Ср, 07 янв 2004, 16:10
Откуда: PUNK_22_13
Контактная информация:

Сообщение Влад » Пн, 07 апр 2008, 6:44

Гыгыгы. А я давно говорил, что дебилы они =)
"Ты - мой вопрос на главный ответ!"(с)СЛОТ
She broke my heart.
You merely broke my life.

Я сразу всё, но я ничто.
Я тысячи людей, но я никто...
:D :D :D
Превратился в дерьмо, а как обратно - не знаю...

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пн, 07 апр 2008, 8:55

Иван... писал(а):Вроде как, здесь под "**" имеется ввиду двузначное число, которое не может начинаться с нуля...
Во-во! "Вроде как"! Математика - это не изба-гадальня, хотя у того, что делают с математикой в Луге, со словом "гадальня" корень общий.

Иван... писал(а):
PSP писал(а):6 класс.
Задача № 1. „Найти такую дробь, которая не изменится от прибавления к числителю 30, а к знаменателю 40.”
Решение, которое специалисты из жюри рассказывали школьникам, выглядело дословно так: „Пусть искомая дробь a/b. Тогда, согласно условию имеем (a+30)/(b+40) = a/b, откуда 30b = 40a, следовательно, a/b.”
Следовательно, а/b=3/4? =)
А вот и нет! Именно так, как я написал! Всё обрывается, как в детективе!

Иван... писал(а):
PSP писал(а):Задача № 3. „Доказать, что (, если xy = 1, x > y > 1.”
И какое же непосильное лужским восьмиклассникам неравенство требуется доказать? :)
Уже исправил. Копирование-копирование...

Андрей
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Ср, 04 янв 2006, 14:02
Откуда: В. Новгород / ПУНК СПбГУ

Сообщение Андрей » Пн, 07 апр 2008, 19:38

PSP писал(а):8 класс. Задача № 3. „Доказать, что (x^2+y^2)/(x-y)>=2*sqrt(2), если xy = 1, x > y > 1.”
:?: :!: :)

PSP писал(а): Решение жюри выглядит весьма забавно. Начинается оно так: „Один из способов решения: ab равносильно ab ≥ 0”. После этого ни разу в тексте решения не встречается ни a, ни b. Это, видимо, эпиграф такой.
Почему бы и нет, вроде нормальная практика. Это означает, что неравенство верно не только для особых x и y, указанных в условии (т. е. эти буквы уже заняты), а для любых действит. чисел (т. е. берутся новые - "немые" - переменные). Возможно, дальше такое неравенство используется без оговорок не только для пары (a=x, b=y), но и для других пар.
Или Вы о том, что это сложно понять восьмиклассникам?

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Вт, 08 апр 2008, 11:07

Андрей писал(а):
PSP писал(а): Решение жюри выглядит весьма забавно. Начинается оно так: „Один из способов решения: ab равносильно ab ≥ 0”. После этого ни разу в тексте решения не встречается ни a, ни b. Это, видимо, эпиграф такой.
Почему бы и нет, вроде нормальная практика.
Оценки всегда относительны. С моей точки зрения, практика не вполне нормальная. Если бы это называлось не решением, а указанием, и состояло только из этой равносильности, это было бы нормальной практикой.
В книжках, по которым я учился математике в школьные годы, так не писали. И мне до сих пор нравятся те книжки. Что уж тут поделать!


Вернуться в «Поговорим о математике...»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя