Отмена окружных туров олимпиад.

Модератор: модераторы

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Отмена окружных туров олимпиад.

Сообщение PSP » Пн, 26 сен 2005, 9:11

В Министерстве образования и науки РФ решили, что не по чину Федеральному Агентству разрабатывать проект нового Положения об олимпиадах, они сами его сделают. И решили всё перекроить по-своему. В частности, убрать из олимпиад федеральные окружные туры.
Отмечу, что, во-первых, окружные (ранее - зональные) туры существовали только у математиков, физиков, биологов и химиков, а, во-вторых, новое Положение пока ещё не принято.
Как вам такое новшество?

Влад
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: Ср, 07 янв 2004, 16:10
Откуда: PUNK_22_13
Контактная информация:

Сообщение Влад » Пн, 26 сен 2005, 21:40

С области на Россию? Халява... =)
"Ты - мой вопрос на главный ответ!"(с)СЛОТ
She broke my heart.
You merely broke my life.

Я сразу всё, но я ничто.
Я тысячи людей, но я никто...
:D :D :D
Превратился в дерьмо, а как обратно - не знаю...

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Вт, 27 сен 2005, 14:37

Влад писал(а):С области на Россию? Халява... =)
Халява? Не уверен... А если министерские пропишут в Положении, что на следующий этап проходит только 1-ое место?
Ведь до сих пор было много случаев, когда из Ленинградской области на Россию законно попадали те, кто на области занимал не первое место.

Влад
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: Ср, 07 янв 2004, 16:10
Откуда: PUNK_22_13
Контактная информация:

Сообщение Влад » Вт, 27 сен 2005, 15:59

PSP писал(а):
Влад писал(а):С области на Россию? Халява... =)
Халява? Не уверен... А если министерские пропишут в Положении, что на следующий этап проходит только 1-ое место?
Ведь до сих пор было много случаев, когда из Ленинградской области на Россию законно попадали те, кто на области занимал не первое место.
Хм... И правда... На астрономию, вроде, одного пускают... Хотя, если постараться, то мы вдвоём ездили =) [старался не я =)]
"Ты - мой вопрос на главный ответ!"(с)СЛОТ

She broke my heart.
You merely broke my life.


Я сразу всё, но я ничто.

Я тысячи людей, но я никто...

:D :D :D

Превратился в дерьмо, а как обратно - не знаю...

ОИ
Преподаватель ЛМШ
Сообщения: 156
Зарегистрирован: Чт, 08 янв 2004, 13:25
Откуда: Курган
Контактная информация:

Сообщение ОИ » Ср, 28 сен 2005, 17:20

Сергей Павлович!
А где-нибудь эта информация уже опубликована?
Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг...

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Чт, 29 сен 2005, 9:16

ОИ писал(а):Сергей Павлович!
А где-нибудь эта информация уже опубликована?
Конечно, нет, поскольку это - пока лишь планы Министерства. Но информация о том, что такие планы вынашиваются (и они уже "на восьмом месяце") поступила из источника, заслуживающего полного доверия.

Гость

Сообщение Гость » Пт, 30 сен 2005, 15:36

...В прошлом году прошел слух, что победителей и призеров федеральных окружных олимпиад, может быть, будут зачислять в любой ВУЗ округа с математическим профилем без экзаменов.А теперь...

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пт, 30 сен 2005, 20:11

Вот проект этого нового Положения.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

1. Общие положения

1. Настоящее положение определяет порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (далее - Олимпиада).

2. Олимпиада проводится с целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельно-сти, повышения их конкурентоспособности, формирования национальной интеллектуальной элиты.
Основными задачами Олимпиады являются стимулирование и мотивация интеллектуального развития обучающихся, поддержка одаренных детей, со-действие в их профессиональном самоопределении и продолжении образования, повышения качества преподавания общеобразовательных предметов, а также отработка методики работы с одаренными детьми.

3. В Олимпиаде принимают участие обучающиеся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

4. Олимпиада проводится в каждом учебном году. Организаторами прове-дения Олимпиады являются федеральные (центральные) государственные органами управления образованием, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения общего, начального профессионального, среднего профессионального образования.

5. Для проведения Олимпиады создаются оргкомитеты, предметные комиссии и жюри, обеспечивающие организационно-методическое сопровождение всех этапов Олимпиады.

6. Ответственность за проведение Олимпиады возлагается на Федеральное агентство по образованию (далее - Рособразование).

7. Олимпиадные задания формируются на основе примерных программ по общеобразовательным предметам: русский язык, литература, иностранные языки, математика, история, обществознание, экономика, право, география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ.

2. Порядок проведения Олимпиады

8. Олимпиада проводится в четыре этапа: I этап - школьный, II этап - му-ниципальный, III этап - региональный, IV этап - заключительный.

9. В Олимпиаде принимают участие:
I этап - обучающиеся VI – XI (XII) классов общеобразовательных учреждений; обучающиеся I-II курсов образовательных учреждений начального профессионального образования и обучающиеся I курса образовательных учреждений среднего профессионального образования, поступившие в данные образовательные учреждения на базе основного общего образования;
II и III этапы - победители и призеры предыдущего этапа Олимпиады текущего года;
IV этап - обучающиеся IX – XI (XII) классов общеобразовательных учреждений; обучающиеся I-II курсов образовательных учреждений начального профессионального образования и обучающиеся I курса образовательных учреждений среднего профессионального образования, поступившие в данные образовательные учреждения базе основного общего образования. Состав участников формируется Центральным оргкомитетом по рекомендации Центрального жюри на рейтинговой основе из числа участников третьего этапа Олимпиады текущего года.
Обучающиеся принимают участие в Олимпиаде на добровольной основе и могут выполнять олимпиадные задания, составленные для любого класса, но не ниже класса, в котором они обучаются.
В исключительных случаях оргкомитет соответствующего этапа Олимпиады совместно с органом управления образованием принимают решение о допуске к участию в Олимпиаде обучающихся более младших классов, а также рассматривает другие нестандартные ситуации, возникшие в ходе проведения олимпиады.

10. Первый этап Олимпиады проводится общеобразовательными учреждениями, образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения) в октябре в соответствии с методическими рекомендациями Центральной предметной комиссии Олимпиады.
Первый этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным муни-ципальными предметными комиссиями.
Для организации и проведения первого этапа Олимпиады образовательное учреждение создает оргкомитет и жюри, в состав которых, наряду с представителями образовательных и научных учреждений, общественных организаций, органов управления образованием, входят члены оргкомитета, предметных комиссий и жюри второго этапа.
Сроки и условия проведения Олимпиады по каждому предмету определяет образовательное учреждение самостоятельно.

11. Второй этап Олимпиады проводится муниципальными органами управления образованием в ноябре-декабре в соответствии с методическими рекомендациями Центральной предметной комиссии Олимпиады.
Второй этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным муниципальными предметными комиссиями.
Для организации и проведения второго этапа Олимпиады муниципальный орган управления образованием создает оргкомитет, предметные комиссии и жюри, в состав которых наряду с представителями образовательных и научных учреждений, общественных организаций, органов управления образованием, входят члены оргкомитета, и жюри третьего этапа.
Место, сроки и условия проведения Олимпиады по каждому предмету определяются муниципальным органом управления образованием.
Окружные этапы Олимпиады г. Москвы и районные этапы Олимпиады г. Санкт-Петербурга приравниваются к статусу второго этапа Олимпиады.

12. Третий этап Олимпиады проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации совместно с советами ректоров высших учебных заведений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, в январе-феврале одновременно во всех субъектах Российской Федерации, в сроки, определенные Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России), по каждому предмету.
Третий этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным Центральной предметной комиссией Олимпиады.
Для организации и проведения третьего этапа Олимпиады государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации создает оргкомитет и жюри, в состав которых наряду с представителями образовательных и научных учреждений, общественных организаций, органов управления образованием, могут входить члены Центрального оргкомитета, Центральной предметной комиссии и Центрального жюри.
Место и условия проведения третьего этапа определяются государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Для обучающихся закрытых административно-территориальных образований, отдаленных военных городков и гарнизонов, расположенных за пределами Российской Федерации, третий этап Олимпиады проводится также по заданиям, разработанным Центральной предметной комиссией Олимпиады. Место, сроки и условия проведения Олимпиады определяются Рособразованием.

13. Четвертый этап Олимпиады проводится Рособразованием в апреле по заданиям, разработанным Центральной предметной комиссией Олимпиады.
Для организации и проведения четвертого этапа Олимпиады Рособразование по согласованием с Министерством образования и науки Российской Федерации (далее Минобрнауки России) и государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которо-го проводится Олимпиада по отдельному предмету, создает по согласованию с Минобрнауки России оргкомитет. В состав оргкомитета, наряду с представителями образовательных и научных учреждений, общественных организаций, органов управления образованием, входят представители Центрального оргкомитета, Центральной предметной комиссии.
Сроки и место проведения данного этапа Олимпиады по каждому предме-ту утверждаются приказом Рособразования по согласованию с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
Нормативные документы, регламентирующие порядок проведения Олимпиады, (о проведении Олимпиады, об утверждении положения об Олимпиаде, утверждении сроков проведения Олимпиады по каждому предмету, утверждении состава оргкомитета, предметных комиссий и жюри, об утверждении порядка определения и награждения победителей, о конфликтной комиссии), разрабатываются и утверждаются на уровне локальных актов образовательных учреждений, муниципальных органов управления образо-ванием, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, федеральных (центральных) государственных органов управления образованием, и не могут противоречить данному положению.

3. Организационно-методическое обеспечение Олимпиады

15. Общее руководство Олимпиадой осуществляет Центральный оргкомитет. Состав Центрального оргкомитета Олимпиады формируется из представителей образовательных и научных учреждений, общественных организаций, органов управления образованием, Российского Союза ректоров и утверждается приказом Минобранауки России.

16. К компетенции Центрального оргкомитета Олимпиады относится:
16.1 внесение предложений в Рособразование по срокам проведения Олимпиады по каждому предмету и порядка проведения третьего и четвертого этапов Олимпиады;
16.2 внесение предложений в Рособразование по составу Центральной предметной комиссии, Центрального жюри четвертого этапа и других комиссий и групп, необходимых для технического обеспечения Олимпиады;
16.3 формирование состава участников четвертого этапа Олимпиады для утверждения Рособразованием;
16.4 рассмотрение совместно с представителями Центральной предметной комиссии и Центральным жюри конфликтных ситуаций и апелляций, возникающих при проведении третьего и четвертого этапов Олимпиады, и принятие решений;
16.5 анализ и обобщение итогов Олимпиады, и представление отчета в федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
16.6 подготовка материалов для своевременного освещения подготовки и проведения Олимпиады в средствах массовой информации;
16.7 формирование состава сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и представление списка кандидатов в Минобранауки России для утверждения.

17. Методическое обеспечение проведения Олимпиады общеобразовательным предметам осуществляет Центральная предметная комиссия. Центральная предметная комиссия включает в себя предметные секции. Состав Центральной предметной комиссии формируется из учителей, преподавателей, аспирантов и студентов российских вузов, утверждается приказом Рособразования.

18. К компетенции Центральной предметной комиссии относится:
18.1 разработка текстов заданий, критериев и методики оценки выполнен-ных олимпиадных работ, требований к форме проведения и материально - техническому обеспечению третьего и четвертого этапов Олимпиады;
18.2 разработка методических рекомендаций по проведению первого и второго этапов Олимпиады.

19. Оценивание олимпиадных работ осуществляют жюри. Состав Центрального жюри формируется их членов Центральной предметной комиссии, учителей, преподавателей, аспирантов и студентов российских вузов, представителей научных учреждений, общественности и утверждаются приказом Минобрнауки России.

20. К компетенции Центрального жюри относится:
20.1 обеспечение качественной проверки олимпиадных работ участников третьего и четвертого этапов Олимпиады;
20.2 составление рейтинга участников Олимпиады по результатам проверенных олимпиадных работ третьего этапа Олимпиады для представления в Центральный оргкомитет Олимпиады с целью определения состава участников четвертого этапа Олимпиады;
20.3. составление рейтинга участников Олимпиады по результатам проверенных олимпиадных работ четвертого этапа Олимпиады и представление итоговых материалов в Центральный оргкомитет Олимпиады для определения победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады, представление протоколов в Центральный оргкомитет Олимпиады и Минобрнауки России;
20.4 анализ выполненных олимпиадных заданий с участниками заключительного этапа Олимпиады;
20.5 представление в Центральный оргкомитет Олимпиады аналитического отчета о результатах проведения третьего и четвертого этапов Олимпиады на основании информации государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
20.6 подготовка предложений по составу кандидатов в сборные команды Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

21. Оргкомитеты и предметные комиссии, жюри Олимпиады обязаны со-блюдать конфиденциальность и нести ответственность за качество организа-ционного и методического обеспечения.

4. Победители и призеры Олимпиады

22. Определение и награждение победителей и призеров Олимпиады:
22.1 победителями Олимпиады считаются участники, получившие наивысший балл за выполненную работу и занявшие первое место;
22.2 призерами Олимпиады считаются участники, получившие наибольшее количество баллов за выполненную работу и занявшие второе и третье места;
22.3 список победителей и призеров третьего этапа Олимпиады утверждаются приказом органа управления образованием субъекта Российской Федерации с указанием общероссийского рейтинга (количество набранных баллов) и размещается на официальном сайте;
22.4 победители и призеры четвертого этапа Олимпиады на основании протокола Центрального жюри утверждаются приказом Минобрнауки России с указанием общероссийского рейтинга (количество набранных баллов), который размещается на официальном сайте;
22.5 победители Олимпиады награждаются дипломами первой степени, призеры Олимпиады - дипломами второй и третьей степени; ценными подарками;
22.6 другие участники Олимпиады могут награждаться свидетельствами, грамотами, памятными подарками;
22.7 дипломы победителей и призеров третьего этапа Олимпиады являются документами строгой отчетности и оформляются на бланках, форма которых утверждается Минобрнауки России, за подписями председателя совета ректоров высших учебных заведений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации и руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации, заверенной гербовой печатью;
22.8 дипломы победителей и призеров четвертого этапа Олимпиады являются документами строгой отчетности и оформляются на бланках, форма которых утверждается Минобрнауки России, за подписью руководителя Минобрнауки, заверенной гербовой печатью;
22.9 дипломы победителям и призерам Олимпиады вручаются в торжественной обстановке не позднее 1 июня.

23. Права победителей и призеров Олимпиады:
23.1 победители и призеры четвертого этапа Олимпиады из числа лиц, занявших первое, второе и третье места на последнем году освоения общеобразовательных программ основного общего образования, имеют право поступать в государственные (муниципальные) образовательные учреждения среднего профессионального образования без вступительных испытаний на места, финансируемые из бюджетных средств;
23.2 победители и призеры четвертого этапа Олимпиады из числа лиц, занявших первое, второе и третье места на последнем году освоения общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, принимаются в государственные (муниципальные) образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования без вступительных испытаний для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Олимпиады, на места, финансируемые из бюджетных средств.
Данное право распространяется на победителей и призеров четвертого этапа Олимпиады по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования, изучение которых завершается в Х классе средней (полной) общей школы.
23.3 результаты победителей и призеров третьего этапа Олимпиады из числа лиц, занявших первое, второе и третье места на последнем году освоения общеобразовательных программ основного общего образования и среднего (полного) общего образования, при поступлении соответственно в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, засчитываются (с зачетом наивысшего результата) по предмету, соответствующему профилю Олимпиады;
23.4 результаты победителей и призеров третьего и четвертого этапов Олимпиады при проведении государственной (итоговой) аттестации засчитываются (с зачетом наивысшего результата) по предмету, соответствующему профилю Олимпиады.

24. Льготы для победителей Олимпиады действуют в течение трех лет с момента ее проведения.


5. Финансовое обеспечение Олимпиады

25. Финансовое обеспечение первого, второго и третьего этапов Олимпиады осуществляется за счет средств, проводящих их образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также иных средств.

26. Финансирование методического обеспечения третьего и четвертого этапа Олимпиады, а также финансирование организации и проведения четвертого этапа Олимпиады осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Последний раз редактировалось PSP Чт, 05 янв 2006, 18:01, всего редактировалось 2 раза.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Сб, 01 окт 2005, 9:57

Хочется услышать мнение о проекте Положения
нынешних, прошлых и будущих участников олимпиад.

Начну сам.

Из текста проекта (п.9):"В Олимпиаде принимают участие:
<...>
II и III этапы - победители и призеры предыдущего этапа Олимпиады текущего года;
IV этап - <...> Состав участников формируется Центральным оргкомитетом по рекомендации Центрального жюри на рейтинговой основе из числа участников третьего этапа Олимпиады текущего года".

Один мой знакомый сказал про это: "НИ О ЧЁМ". На самом деле - здесь мина.

По действующему Положению (пп. 5.3) победители и призёры III этапа олимпиады имеют право участвовать в IV этапе. Теперь придуман "пилатовский" оборот - "на рейтинговой основе". Вот это уж точно "НИ О ЧЁМ". Обратите внимание на то, что состав участников IV этапа формируется даже не из числа победителей и призёров III этапа, а "из числа участников третьего этапа". То есть отсутствие в этом составе школьника А, занявшего на III этапе 1-ое место, и присутсвие в нём школьника В, занявшего 7-ое место, не противоречит новому положению и объясняется очень просто: у школьника В рейтинг выше (на вопрос "Почему?" у чиновника из Центрального оргкомитета всегда будет ответ: "Потому!").

Действующее Положение (п. 5.4) предоставляет право участвовать в этапах олимпиады победителям и призёрам не только предшествующего этапа олимпиады текущего года, но и победителям и призёрвм соответствующих этапов олимпиады предшествующего года. Новый проект этого права лишает начисто. Теперь школьник, занявший 1-ое место в III туре в 2005 году, но пропустивший (например, по болезни) II (районный) тур, в 2006 году на III этап не попадёт. Видимо, это и есть "стимулирование и мотивация интеллектуального развития обучающихся, поддержка одаренных детей", что так громко провозглашено в п.2 подготовленного проекта.

Право формирования состава участников IV этапа отдано не жюри III этапа, даже не Центральному жюри, а Центральному оргкомитету. Странно, что не лично г-ну Фурсенко.

Здесь же (п.9):
"Обучающиеся <...> могут выполнять олимпиадные задания, составленные для любого класса, но не ниже класса, в котором они обучаются.
В исключительных случаях оргкомитет соответствующего этапа Олимпиады совместно с органом управления образованием принимают решение о допуске к участию в Олимпиаде обучающихся более младших классов..."

С одной стороны, скажем, 8-классник может выполнять задания 9 класса, с другой - на допуск к участию необходимо специальное решение чиновников, причём даваемое "в исключительных случаях". Получается, что решать задания 9-го класса 8-класснику можно, но не факт, что на олимпиаде.
В общем, Кафка отдыхает...
Последний раз редактировалось PSP Сб, 08 окт 2005, 10:26, всего редактировалось 1 раз.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Вт, 04 окт 2005, 16:22

Желающие высказаться в связи с проектом Положения можете написать министру Фурсенко по адресу info@ed.gov.ru

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пт, 07 окт 2005, 9:57

Почему-то молчат и те, кто продолжает участвовать в олимпиадах, и те, кто в них ранее участвовал...
Даже среди зарегистрированных пользователей много олимпиадников!
Выскажитесь, господа!

Оксана

отмена окружных туров олимпиад

Сообщение Оксана » Пт, 07 окт 2005, 15:40

«В исключительных случаях оргкомитет соответствующего этапа Олимпиады совместно с органом управления образованием принимают решение о допуске к участию в Олимпиаде обучающихся более младших классов...» - да, весьма оригинальный метод для «стимулирование и мотивации интеллектуального развития обучающихся, поддержка одаренных детей». Т.е., если ребенок еще не достиг возраста выпускного класса и для него олимпиада не является способом поступления в ВУЗ, а необходима для самоутверждения и дальнейшего стремления к учебе, то его лучше пока не пускать, еще не достаточно «одаренный», пока интерес к учебе не пропадет. Вот если бы он в этом возрасте пел или танцевал, был бы одаренный и его всячески надо «поддерживать», а вот наукой заниматься еще рано. Лично мой сын такое уже проходил, когда в прошлом году наш областной департамент образования его не пустил на олимпиаду по информатике, т.к. еще маленький, разрешили выступить вне конкурса. В его глаза было страшно смотреть, когда он показал второй результат по области, а на следующий этап прошел участник, набравший значительно меньшее количество баллов. Я думаю, что как только он поймет, что результат зависит не от его знаний и стараний, а от решения чиновника, это будет его последняя олимпиада. Очень интересно посмотреть, как подобная методика способствует «развитию у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, повышению их конкурентоспособности, формирования национальной интеллектуальной элиты».

Дмитрий
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пт, 07 окт 2005, 15:19
Откуда: от сюда

Сообщение Дмитрий » Пт, 07 окт 2005, 16:02

Идиото-стимулирование науки в нашем государстве продолжается... Деньги начинают проявлятся в областях, в которые раньше их не стал бы вкладывать никто.
К Сергею Павловичу: Что такое «Центральное жюри»?
Привожу интересную статью одного нашего математика, работающего в 2-х французских университетах (к ним "ЭКГ" пришо почти на 10 лет раньше, в виде БАК, от слова бакалавр):

ПЯТОЕ ПРАВИЛО АРИФМЕТИКИ
Уровень математической подготовки даже в развитых странах вызывает тревогу. Академик Владимир Игоревич Арнольд, например, считает, что школьное образование Франции, Англии и Америки просто гибнет в результате непродуманных реформ, проведенных там во второй половине XX века (см. "Наука и жизнь" 12, 2000 г.).
Умение пользоваться калькулятором привело к неумению мыслить аналитически и логически, понимать суть физических и математических задач (см. "Наука и жизнь" 3, 2002 г.). О своем опыте преподавания в Парижском университете и размышлениях, связанных с ним, рассказывает доктор физико-математических наук Виктор Степанович Доценко.

Историки до сих пор спорят: как же могло получиться, что такие мудрые и образованные древние египтяне столь быстро разучились строить свои замечательные пирамиды? Все произошло на протяжении буквально нескольких поколений (на рубеже IV и V династий, около XXVI века до Р.Х.). И в самом деле, это была поразительная историческая катастрофа: веками учились, учились, по крохам совершенствовали мастерство, передавали все это из поколения в поколение, накапливали знания и опыт, потом выстроили свои три Великие пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина) и вдруг разом все забыли, потеряли навык, умение и мастерство, перестали понимать элементарные вещи. Что особенно удивляет - это произошло как бы само по себе, безо всяких войн и нашествий варваров. Все, что было построено после, выглядело лишь как жалкое подобие Великих пирамид и сейчас представляет собой не более чем груду развалин.

Я теперь знаю, как такое может происходить: дело в том, что уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете (Университет имени Пьера и Марии Кюри, известный также под именем "Paris VI", или "Jussieu"). Надо сказать, что Париж не последнее место на планете по уровню образования, а мой университет далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстает от Запада, и, судя по тому, как энергично, а главное, во что нас реформирует родное Министерство образования, сейчас в Париже я могу наблюдать наше недалекое будущее. Сразу оговорюсь: я вовсе не претендую на роль "пророка из будущего" и поэтому буду стараться избегать обобщений. Мне все равно не по силам сравнивать средний уровень французского образования (о котором имею весьма смутное представление) со средним уровнем нынешнего российского образования (о котором тем более ничего не знаю). И если честно, вообще не понимаю, что такое "средний уровень образования". Я буду рассказывать только о своем личном опыте - так сказать, "что вижу, то и пою".

Сначала небольшая справка. Во Франции уже давно введен и действует "Единый государствен ный экзамен" (ЕГЭ), только называется он у них БАК (от слова "бакалавр"), но это сути не меняет. Мотивация введения французского БАКа была примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам, ну и так далее. Короче, чтобы все было и по-честному, и по справедливости. Есть и отличие: у БАКа имеется несколько специализаций. Он может быть научным, когда приоритет (повышенный коэффициент) имеют экзамены по математике и физике; гуманитарным, когда приоритет отдается языкам, философии; экономическим и т. д. Человек, сдавший БАК, имеет право безо всяких вступительных экзаменов записаться в любой университет своего профиля (правда, только по месту жительства - прописка у французов очень даже имеется) и учиться в нем совершенно бесплатно (если не считать "комиссионного сбора" размером в три сотни евро в начале каждого учебного года). А если студент документально докажет, что доходы его семьи ниже определенного уровня, то может получать стипендию (совершенно независимо от своей успеваемости). Ученик, сдавший БАК с отметкой выше определенного уровня (больше чем 15 из 20), имеет право записаться на подготовительное отделение в одну из так называемых Гранд Эколь (самая известная из которых Эколь Нормаль Суперьер) - это что-то вроде элитных университетов, для поступления в которые после подготовительных курсов нужно выдержать еще и вступительные экзамены. Далее, в процессе учебы как в Гранд Эколь, так и в университете, в зимнюю и в весеннюю сессии происходит отсев. Если у студента сумма баллов всех экзаменов оказывается ниже определенного уровня, его выгоняют (или, в определенных ситуациях, оставляют на второй год). Отсев идет серьезный: в моем университете в первую зимнюю сессию выгоняют около 40 процентов студентов, в следующую - еще процентов 30 и т.д. В результате к концу второго года обучения остается едва ли четверть из тех, кто начинал учиться (фактически это растянутые на два года вступительные экзамены). Далее отсев тоже продолжается, хотя не столь интенсивно, и, наконец, венчают всю эту учебу два или три года так называемого ДEA, которое с некоторыми поправками соответствует нашей аспирантуре и которое, как и у нас, завершается (точнее, должно завершаться) диссертацией и ученой степенью. Естественно, что до этого уровня добираются только "самые-самые"... Ну и чтобы завершить это довольно скучное вступление, немного о себе: доктор физико-математических наук, профессор, занимаюсь теоретической физикой; в университете "Paris VI" преподаю математику и общую физику первокурсникам, а еще, в качестве
"контрастного душа", читаю некий теоретический курс (уж не стану разъяснять о чем) и веду семинары для аспирантов последнего года Эколь Нормаль Суперьер (т. е. именно для тех, которые не только
"самые-самые", но еще и "супер" и "экстра").

Ну вот, как видите, система образования задумана как будто совсем неплохо, все устроено вполне разумно, и даже деньги на все это есть (французы, правда, все время тоже говорят, что денег на образование катастрофически не хватает, но это просто оттого, что они не знают, что значит не хватает на самом деле). И тем не менее могу сообщить тем, кто еще не знает, что "хотели, как лучше, а получилось, как всегда" бывает не только в России. Французское образование (и я подозреваю, что далеко не только французское) - яркий тому пример.

В силу специфики своей деятельности в своем дальнейшем повествовании я буду иногда вынужден апеллировать к экспертам в области высшей математики. Я имею в виду тех, кто знает все четыре правила арифметики, а также умеет складывать дроби и в общих чертах знаком с таблицей умножения. Части текста, для понимания которых требуются столь специфические знания, я выделю курсивом.

Так вот, в этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти моих учеников-первокурсников (у меня две группы) восемь человек считают, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали "научный БАК", то есть тот, в котором приоритет отдается математике и физике. Все эксперты, которым я это рассказывал и которые не имеют опыта преподавания в парижских университетах, сразу же становятся в тупик. Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают стандартную ошибку, свойственную всем экспертам: пытаются найти в этом логику, ищут (ошибочное) математическое рассуждение, которое может привести к подобному результату. На самом деле все намного проще: им это сообщили в школе, а они, как прилежные ученики (а в университет попадают только прилежные ученики!), запомнили. Вот и все. Я их переучил: на очередном занятии (темой которого вообще-то было производная функции) сделал небольшое отступление и сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые из присутствующих. Реакция была такая: "Да? Хорошо..." Если бы я им сообщил, что это равно 1/10, реакция была бы точно такой же.

В предыдущие два учебных года процентов десять-пятнадцать моих студентов систематически обнаруживали другое, не менее "нестандартное" математическое знание: они полагали, что любое число в степени -1 равно нулю. Причем это была не случайная фантазия, а хорошо усвоенное знание, потому что проявлялось неоднократно (даже после моих возражений) и срабатывало в обе стороны: если обнаруживалось что-либо в степени -1, то оно тут же занулялосъ, и наоборот, если что-либо требовалось занулить, подгонялась степень -1. Резюме то же самое: их так научили.

Вот чему несчастных французских детей никак не могут по-настоящему научить, так это обращаться с дробями. Вообще, дроби (их сложение, умножение, а особенно деление) - постоянная головная боль моих студентов. Из своего пятилетнего опыта преподавания могу сообщить, что сколько-нибудь уверенно обращаться с дробями могли не больше десятой части моих первокурс ников. Надо сказать, что арифметическая операция деления - это, пожалуй, самая трудная тема современного французского среднего образования. Подумайте сами, как объяснить ребенку, что такое деление: небось станете распределять поровну шесть яблочек среди троих мальчиков? Как бы не так. Чтобы рассказать, как учат делению во французской школе, я опять вынужден обращаться к экспертам. Пусть не все, но кое-кто из вас еще помнит правило деления в столбик. Так вот, во французской школе операция деления вводится в виде формального алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел (делимого и делителя) путем строго определенных математических манипуляций получить третье число (результат деления). Разумеется, усвоить этот ужас можно, только проделав массу упражнений, и состоят эти упражнения вот в чем: несчастным ученикам предъявляются шарады в виде уже выполненного деления в столбик, в котором некоторые цифры опущены, и эти отсутствующие цифры требуется найти. Естественно, после всего этого, что бы тебе ни сказали про 3/6, согласишься на что угодно.

Разумеется, кроме описанных выше, так сказать, "систематических нестандартных знаний" (которым научили в школе) имеется много просто личных, случайных фантазий. Некоторые из них очень смешные. Например, один юноша как-то предложил переносить число из знаменателя в числитель с переменой знака. Другая студентка, когда косинус угла между двумя векторами у нее получился равным 8, заключила, что сам угол равен 360 градусов умножить на восемь, ну и так далее. У меня есть целая коллекция подобных казусов, но не о них сейчас речь. В конце концов, то, что молодые люди еще способны фантазировать, - это не так уж плохо. Думать в школе их уже отучили (а тех, кого еще не отучили, в университете отучат - это уж точно), так пусть пока хоть так проявляют живость ума (пока они, живость и ум, еще есть).

Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем знаний все эти молодые люди сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на вполне приличном уровне и решить которые (как мне казалось) можно, лишь обладая вполне приличными знаниями. Теперь я знаю ответ на этот вопрос. Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора - они сейчас очень умные, эти современные калькуляторы: и любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функции найдут, и график ее нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа официально разрешено. А уж что-что, а быстро и в правильном порядке нажимать на кнопочки современные молодые люди учатся очень лихо. Одна беда - нет-нет да и ошибешься, в спешке не ту кнопочку нажмешь, и тогда получается конфуз. Впрочем, "конфуз" - это с моей, старомодной, точки зрения, а по их, современному, мнению - просто ошибка, ну что поделаешь, бывает. К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился радиус планеты Земля равным 10 миллиметрам. А, к несчастью, в школе его не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета, поэтому полученные им 10 миллиметров его совершенно не смутили. И лишь когда я сказал, что его ответ неправильный, он стал искать ошибку. Точнее, он просто начал снова нажимать на кнопочки, но только теперь делал это более тщательно и в результате со второй попытки получил правильный ответ. Это был старательный студент, но ему было абсолютно "до лампочки", какой там радиус у Земли: 10 миллиметров или 6400 километров, - сколько скажут, столько и будет. Только не подумайте, что проблему можно решить, запретив калькуляторы: в этом случае БАК просто никто не сдаст, дети после школы вынуждены будут вместо учебы в университетах искать работу, и одновременно без работы останется целая армия университетских профессоров - в общем, получится страшный социальный взрыв. Так что калькуляторы трогать не стоит, тем более, что в большинстве случаев ученики правильно нажимают на кнопочки.

Теперь о том, как, собственно, учат математике и физике в университете. Что касается математики, то под этой вывеской в осеннем семестре изучаются три темы: тригонометрия (синусы, косинусы и т. д.), производные функций и несколько интегралов от стандартных функций - в общем, все то, что и так нужно было знать, чтобы сдать БАК. Но в университете, как это часто бывает, учат все сначала, чтобы научить наконец "по-настоящему".

Что касается тригонометрии, то ее изучение сводится к заучиванию таблицы значений синуса, косинуса и тангенса для стандартных углов 0, 30, 45, 60 и 90 градусов, а также нескольких стандартных соотношений между этими функциями. Старательные студенты, которых в действительности не так уж мало, все это знают и так. Однако вот ведь какая закавыка, я каждый год упорно задаю своим ученикам один и тот же вопрос: кто может объяснить, почему синус 30 градусов равен 1/2? Я преподаю уже пять лет, и каждый год у меня около пятидесяти учеников; так вот, из двухсот пятидесяти моих учеников за все время на этот вопрос мне не ответил ни один человек. Более того, по их мнению, сам вопрос лишен смысла: то, чему равны все эти синусы и косинусы (так же, впрочем, как и все остальные знания, которыми их пичкали в школе, а теперь продолжают пичкать в университете), - это просто некая данность, которую нужно запомнить. И вот каждый год я как последний зануда пытаюсь их в этом разубеждать, пытаюсь рассказывать, что откуда берется, какое отношение все это имеет к миру, в котором мы живем, тужусь изо всех сил рассказывать так, чтобы было интересно, а они смотрят на меня, как на придурка, и терпеливо ждут, когда же я наконец угомонюсь и сообщу им, что, собственно, нужно заучить на память. Своим большим успехом я считаю, если к концу семестра один или два человека из группы раз-другой зададут мне вопрос "почему?". Но достичь этого мне удается не каждый год...

Теперь производная функции. Милые эксперты, не пугайтесь: никакой теоремы Коши, никакого "пусть задано эпсилон больше нуля..." тут не будет. Когда я только начинал работать в университете, некоторое время ходил на занятия моих коллег - других преподавателей, чтобы понять что к чему. И таким образом я обнаружил, что на самом деле все намного-намного проще, чем нас когда-то учили. Спешу поделиться своим открытием: производная функции - это штрих, который ставится справа вверху от обозначения функции. Ей-богу, я не шучу - прямо так вот и учат. Нет, разумеется, это далеко не все: требуется заучить свод правил, что произойдет, если штрих поставить у произведения функций и т.п.; выучить табличку, в которой изображено, что этот самый штрих производит со стандартными элементарными функциями, а также запомнить, что если результат этих магических операций оказался положительным, значит, функция растет, а если отрицательным - убывает. Только и делов. С интегрированием точно такая же история: интеграл - это такая вот вертикальная карлючка, которая ставится перед функцией, затем даются правила обращения с этой самой карлючкой и отдельное сообщение: результат интегрирования - это площадь под кривой (и на кой им нужна эта площадь?..).

С преподаванием физики дела обстоят похоже, только рассказывать про это скучно - здесь не так много смешного. Потому очень кратко (просто для полноты картины): курс физики в первом семестре в Университете имени Пьера и Марии Кюри начинается почему-то с линейной оптики (при этом параллельно на лабораторных занятиях студенты зачем-то изучают осциллограф), затем - два занятия подряд они зубрят наизусть огромную таблицу с размерностями физических величин (то есть как выражается в килограммах, секундах и метрах, скажем, гравитационная постоянная и т. п.; замечу попутно - при этом они понятия не имеют, что такое гравитационная постоянная), затем - механика (столкновения шариков, равновесие сил и т. п.), и наконец венчает осенний семестр почему-то гидродинамика. Почему именно такая выборка - понятия не имею, возможно, это то немногое, что знает главный координатор (и лектор) нашей секции. Почему именно в таком порядке? Да, собственно, какая разница, в каком порядке все это зубрить...

Бедные Мария и Пьер Кюри... Они на том свете небось места себе не находят от стыда.

Попробую предложить отдаленную аналогию всей этой ахинеи для гуманитариев.
Представьте себе, что программа университетского курса под названием "Русская литература" состоит из следующих разделов:
1. Творчество А. П. Чехова;
2. Лингвистический анализ произведений русских и советских писателей XIX и XX веков;
3. "Слово о полку Игореве";
4. Творчество А. Платонова.
И на этом все...
Что же касается аспирантов Эколь Нормаль Суперьер (то есть тех, которые "супер-самые-самые"), то здесь ситуация совершенно иная. Эти ребята прошли такой суровый отбор, что ни вольных фантазеров, ни тем более разгильдяев здесь уже не встретишь. Более того, и с дробями у них все в порядке, и алгебру они знают прекрасно, и еще много-много всего, что им полагается знать к этому возрасту. Они очень целеустремленные, работоспособные и исполнительные, и с диссертациями у них, я уверен, будет все в полном порядке. Одна беда - думать они не умеют совершенно. Исполнить указанные, четко сформулированные преподавателем манипуляции - пожалуйста, что-нибудь выучить, запомнить - сколько угодно. А вот думать - никак. Эта функция организма у них, увы, атрофирована полностью. Ну а кроме того, теоретическую физику они, конечно, не знают совершенно. То есть они, конечно, знают массу всевозможных вещей, но это какая-то пестрая, совершенно хаотичная мозаика из массы всевозможных маленьких "знаний", которые они с успехом могут ипользовать, только если вопросы им приготовлены в соответствии с заранее оговоренными правилами, совместимыми с этой мозаикой. Например, если такому аспиранту задается некий вопрос, то ответом на него должно быть либо "знание А", либо "знание В", либо "знание С", потому что если это ни А, ни В, ни С, он станет в ступор, который называется "так не бывает". Хотя, конечно, и у аспирантов Эколь Нормаль Суперьер бывают довольно смешные дыры в знаниях - но тут несчастные детишки совершенно не виноваты - это преподаватели у них были такие. Например, из года в год я обнаруживаю, что никто из моих слушателей (аспирантов последнего года Эколь Нормаль Суперьер!) не способен взять Гауссов интеграл и вообще не имеет представления о том, что это такое. Ну это как если бы человек писал диссертацию, скажем, о месте природы в поэзии позднего Пушкина и при этом не имел представления о том, что такое синонимы. Но, вообще, конечно, из этих аспирантов получатся прекрасные исполнители, как те "роботы-исполнители" из давнего фильма "Москва - Кассиопея"... И поэтому мне больше нравится преподавать первокурсникам университета: там все-таки еще есть хоть небольшая надежда кого-то чему-то научить...

Мне их так жалко, этих детишек! Вы только представьте: из года в год с раннего детства зубрить, зубрить и зубрить весь этот бред... Но ведь понятно, что вызубрить все невозможно. Даже у самых прилежных учеников хоть в чем-то, но будут пробелы. На практике это иногда выглядит дико (по крайней мере для меня). Представьте себе: прилежный студент, умеет находить производные, умеет интегрировать (то есть он вызубрил все правила, про "штрих", "вертикальную карлючку"), но вот дроби складывать не умеет. Или, допустим, складывать умеет, а вычитать - никак - ну не выучил вовремя! При этом он может знать всю таблицу умножения, но вот чему равно 6 умножить на 7 - нет (может, он просто проболел в тот день, когда учитель в школе это сообщал). Теперь вы, надеюсь, поняли, что на самом деле 3/6 может равняться не только 1/3, а вообще чему угодно. Если хотите, это можно назвать "пятым правилом арифметики": сколько скажем, столько и будет!

Мне неизвестно, сколько времени здесь продолжается весь этот образовательный "апокалипсис", может, лет десять, может, чуть меньше, но то, что в школы уже пришли преподаватели "нового поколения" - выпускники таких вот университетов - это точно, я вижу по своим ученикам. Что же касается моих коллег - нынешней университетской профессуры... Нет, с арифметикой у них все в порядке, и, вообще, в каком-то смысле все они довольно грамотные люди - стареющее вымирающее поколение. Но, с другой стороны, когда происходит такой всеобщий бардак в образовании, вольно или невольно, но тупеют все - не только ученики, но и преподаватели, видимо, это какой-то неизбежный закон природы. Разврат развращает...

В этом учебном году на семестровой контрольной одной из задач была такая (я думаю, наши восьми-, а может, и семиклассники ее бы оценили): "Воздушный шар летит в одном направлении со скоростью 20 км/час в течение 1 часа и 45 минут. Затем направление движения меняется на заданный угол (60 ), и воздушный шар летит еще 1 час и 45 минут с той же скоростью. Найти расстояние от точки старта до точки приземления". Перед контрольной на протяжении двух недель среди преподавателей университета шла бурная дискуссия - не слишком ли сложна эта задача для наших студентов. В конце концов решили рискнуть выставить ее на контрольную, но с условием, что те, кто ее решит, получат дополнительно несколько премиальных очков. Затем в помощь преподавателям, которые будут проверять студенческие работы, автор этой задачи дал ее решение. Решение занимало половину страницы и было неправильным. Когда я это заметил и поднял было визг, коллеги тут же успокоили меня очень простым аргументом: "Чего ты нервничаешь? Все равно эту задачу никто не решит..." И они оказались правы. Из полутора сотен студентов, писавших контрольную, ее решили только два человека (и это были китайцы). Из моих пятидесяти учеников примерно половина даже не попыталась ее решать, а у тех, кто сделал такую попытку, спектр полученных ответов простирался от 104 метров до 108 500 километров. Отдавая работу той студентке, которая умудрилась получить расстояние в 108,5 тысячи километров, я попытался было воззвать к ее здравому смыслу: дескать, ведь это два с половиной раза облететь вокруг земного шара! Но она мне с достоинством ответила: "Да, я уже знаю - это неправильное решение". Такие вот дела...

Читатель небось уже измучился в ожидании ответа на давно созревший вопрос: "Как же такое может быть?!" Ведь Франция - высокоразвитая культурная страна, в которой полным-полно умных образованных людей. Это один из главных мировых лидеров и в теоретической физике, и в математике, и в высоких технологиях, страна, где по российским понятиям "все хорошо". И в конце концов куда подевалась выдающаяся французская математическая школа "Бурбаки"? И вообще, при чем тут "Единый государственный экзамен"?

Про "Бурбаки" ответить проще всего. Эта школа никуда не делась, она продолжает функционировать, но при этом стала похожей на "черную дыру": людей (и талантливых людей!) она продолжает в себя "всасывать", но что там у нее делается внутри, те, кто находится снаружи, уже не знают. Это стало чем-то вроде "игры в бисер" Германа Гессе. Хотя мощная математическая традиция "Бурбаки" во французском обществе конечно же осталась. Именно поэтому несчастных детишек здесь так мучают шарадами про деление в столбик. Или, к примеру, когда нужно было решить уравнение 5х + 3 = 0, один мой студент исписал целую страницу рассуждениями про структуру и счетность множества решений такого типа уравнений, но само уравнение решить так и не смог. Хорошо известно, что получается, если из учения, веры или науки уходит дух, а остается один формальный ритуал: маразм.

Что же касается "как же такое может быть?!", то, как видите, может, очень даже может! Правда, я подозреваю, только до поры до времени. Во-первых, нужно иметь в виду, что вся эта катастрофа в образовании началась не так уж давно, и когда говорят про умных и образованных людей, то это в действительности очень тонкий слой общества (на котором на самом деле все и держится), состоящий из пожилых, стареющих (и вымирающих) "динозавров". И подпитки в этот слой сейчас просто не происходит (точнее, она происходит за счет китайцев и прочих там русских). Во-вторых, существует и совершенно другая точка зрения на происходящее. Этот крайне циничный взгляд на современное общество как-то растолковал мне один мой коллега по университету (огромный патриот Франции, по происхождению поляк, несколько лет проучившийся в Москве, прекрасно говорящий по-русски, большой знаток русской литературы). Он очень умный человек, тоже преподает и прекрасно видит, что происходит, но при этом считает, что никакой катастрофы нет, а наоборот, все правильно, все развивается как надо. Дело в том, что современному развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие, думающие люди, конечно, тоже требуются, но буквально единицы. Поэтому вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно: в современном обществе это только повредит их будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была. Что же касается творческих личностей, то о них особенно беспокоиться не следует: тот, кто действительно талантлив, так или иначе все равно пробьется. В этом смысле, по большому счету, совершенно не важно, каким предметам мы их тут, в университете, учим (по крайней мере на первых курсах). Вместо физики с математикой вполне можно было бы заставлять зубрить, например, латынь (вот только специалистов таких сейчас не сыщешь). Все равно в будущей профессиональной деятельности никакое понимание физики с математикой им не понадобится. На уровне школы и университета важно просто производить отбор и дрессировку самых послушных, трудолюбивых и исполнительных, вот и все. А для тех, кто вылетает из этой системы, для тех, кто идет в "отходы", существуют метлы для подметания улиц, кассовые аппараты в супермаркетах, заводские конвейеры и т. д. Вы вон в Советском Союзе в свое время напроизводили миллионы образованных "думающих" инженеров - и что? По части своих прямых профессиональных обязанностей они, как правило, ни черта делать не умели, а предпочитали размышлять о судьбах мира, о смысле жизни, о Достоевском... Причем, согласитесь, сами эти, так сказать, "думающие образованные инженеры" сплошь и рядом чувствовали себя несчастными людьми: невоплощенные мечты о великих свершениях, нереализованные таланты, мировая скорбь и тому подобное. А тут жизненные претензии и запросы, как личные, так и профессиональные, четко алгоритмированы, и все счастливы и довольны...

Я думаю, мысль понятна, и дальше можно не распространяться. Обо всем этом уже писано-переписано в бесчисленных утопиях и антиутопиях. Мне лично подобная точка зрения на развитое современное общество крайне несимпатична, но это отнюдь не значит, что она ошибочна. Мне кажется, что в подобной системе никакие таланты никуда не пробьются (просто потому, что их некому будет учить), и тогда люди, точнее, "роботы-исполнители" очень быстро разучатся строить "Великие пирамиды". Но, может, я и ошибаюсь...

Теперь, надеюсь, понятно, при чем тут "Единый государственный экзамен"? Когда люди, вместо того чтобы думать самим и учить думать своих детей, пытаются в конечном итоге все на свете сводить к алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение. Впрочем, что тут первично, а что вторично, не знаю: вполне возможно, что все эти БАКи, ЕГЭ и прочие тесты не более чем следствие (а вовсе не причина) всеобщего, скажем так, "радикального упрощения мышления" в развитом обществе. В моей молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились только на военной кафедре, что как раз было вполне оправданно и понятно: "приказ начальника - закон для подчиненного", и все тут, а думать при этом было противопоказано. Теперь подобный стиль обучения похоже становится всеобщим. По мне так уж лучше пусть будет коррупция, чем кристально честное общество исполнительных роботов-идиотов. Хотя, впрочем, у меня есть сильные подозрения, что в этом смысле России ничего особенно серьезного не грозит. У нас сплошь и рядом вязнут и дохнут не только благие начинания, но, к счастью, и идиотские.

Ну а если подобная "алгоритмизация" жизни и в самом деле есть магистральная дорога дальнейшего развития человечества (в конце концов, если это эффективно, то почему нет?), что ж, тогда мне просто останется пожелать ему счастливого пути. Удачи вам, ребята, дальше продолжайте без меня, я остаюсь...

Доктор физико-математических наук В. ДОЦЕНКО.
Как будд-то, что-то происходит...

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 6452
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пт, 07 окт 2005, 20:38

Дмитрий писал(а):К Сергею Павловичу: Что такое «Центральное жюри»?
Это понятие вводится в проекте:
"19. Оценивание олимпиадных работ осуществляют жюри. Состав Центрального жюри формируется их членов Центральной предметной комиссии, учителей, преподавателей, аспирантов и студентов российских вузов, представителей научных учреждений, общественности и утверждаются приказом Минобрнауки России."
Вот и всё, что я знаю...

FrozeN~Dc~
Сообщения: 255
Зарегистрирован: Вс, 17 апр 2005, 14:42
Откуда: СПбГУ ИТМО
Контактная информация:

Сообщение FrozeN~Dc~ » Вс, 09 окт 2005, 14:18

PSP писал(а):Почему-то молчат и те, кто продолжает участвовать в олимпиадах, и те, кто в них ранее участвовал...
Даже среди зарегистрированных пользователей много олимпиадников!
Выскажитесь, господа!
А чего говорить-то???
в проектое прописан школьный этап (Первый)
Но такового нет, учитель Сам выбирает детей, которые пойдут на районную олимпиаду...
Вот пока всё, что я могу сказать...
Школа №6-forever!!


Вернуться в «Поговорим о математике...»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость